В России медицинская сестра — несамостоятельный человек. Такая система коренным образом отличается от тех, что приняты в других странах.
Будущие медсестры, которые сегодня обучаются в Тюменском медицинском колледже, готовятся взять на себя часть обязанностей врача. Тюменская область стала пилотной площадкой для внедрения проекта по расширению функций медсестры. Их подготовкой и занимается медколледж.
Его директор Марина Макарова в ходе сегодняшней встречи с журналистами рассказала, какие требования предъявлялись к работе медсестер раньше и какие теперь.
«В России медицинская сестра — несамостоятельный человек. Их подготовка идет по врачебной модели, при которой сестра зависима от врача. Такая система коренным образом отличается от тех, что приняты в других странах. Около пяти лет назад я побывала в Канаде. Наши медсестры, увидев, как самостоятельно работают их зарубежные коллеги, признались, что не готовы взять на себя такие обязанности. В западных клиниках медсестра — это основной работник, она назначает клинические манипуляции, решает, какого врача пригласить к пациенту, она и психолог, и менеджер», — сообщила Марина Макарова.
В России насчитывается 1,2 млн человек среднего медперсонала, соотношение их числа и числа врачей — 2:1, это очень низкий показатель по сравнению с другими странами. По словам директора колледжа, идеальное соотношение — 4:1. «К такому показателю нужно стремиться, но это не значит, что число врачей нужно сокращать. А вот медсестер должно быть больше», — уверена Марина Макарова.
Для российской медсестры расширение ее функций — это прежде всего проведение самостоятельного приема части населения, например, геронтологических пациентов, детей. На примере это будет выглядит так: к сестре приходит мама с ребенком, та проводит осмотр малыша, действуя по определенному алгоритму, и направляет к нужному врачу.
«Недавно я ознакомилась с опытом Финляндии, там детей принимают медсестры, а на всю поликлинику — один врач. Не скажу, что это очень хорошо, доступность врачебной помощи — плюс нашего здравоохранения. Однако мы должны стремиться к тому, чтобы медицинская сестра вышла на новый уровень работы», — отметила Марина Макарова.
Среди направлений, которые медсестра могла бы взять на свои плечи, она выделила профилактическое. Так, «школы здоровья» в России ведут врачи, что нецелесообразно. Их могли бы заменить медсестры, они к этому готовы, тем более, что сейчас есть сестры с высшим образованием. Тюменский медицинский госуниверситет готовит таких специалистов по программе бакалавриата, в 2016 году состоится первый выпуск.
В медколледже подготовка медсестер на протяжении трех лет идет по новым стандартам, предполагающим расширение функций медработников среднего звена. Те компетенции, которые прописаны в программе, предусматривают, что работа медсестры может быть самостоятельной, это поможет разгрузить врачей.
Поликлиника № 5 уже приступила к эксперименту в 2014 году. После трех лет его реализации,