Клапан в сердце юной тюменки "отремонтировали" тюменские врачи.
Маленькой Маше Майер шесть лет. Большую часть жизни юная тюменка провела без игр в догонялки, танцев и велосипеда — потому, что ее слабое сердечко не выдерживало таких, казалось бы, естественных нагрузок. Однако благодаря операции, проведенной известным детским кардиохирургом Кириллом Горбатиковым, Маша сможет не только кататься на велосипеде — ей открылся целый мир, полный солнца, детских шалостей и забав.
Клапан «протекает»
==================
Шесть лет назад семья Майер ожидала появления на свет второго малыша. Сначала в развитии плода не было ничего необычного, но все изменилось на 32 неделе. УЗИ показало: с сердцем ребенка что-то не так.
«Врачи предположили, что ее сердечко работает только за счет моего. Предупредили, что после рождения она может погибнуть», — вспоминает Галина Майер, мама Маши. В начале февраля 2012 года Галину со схватками доставили в перинатальный центр, где на свет появилась Маша. Уже через 4 часа к новорожденной прибыли детские кардиологи.
Мать и ребенок три недели находились под наблюдением врачей. Малышке диагностировали серьезный порок сердца, но немедленную операцию делать не пришлось — сердце смогло биться самостоятельно. Однако из-за особенностей его строения ребенку с самых первых дней жизни пришлось принимать серьезные лекарства — для разжижения крови и стимуляции работы сердечной мышцы.
«Если старшую дочь я могла спокойно носить на руках, то с младшей все было сложнее. Помню, в роддоме ее на руку положила, а у нее ножки стали синеть», — рассказывает мать.
После выписки трехнедельную Машу повезли на прием в Областную клиническую больницу № 1 в Патрушево. Майеров там уже ждали. После обследований ясно было одно: правой части Машиного сердца работать трудно, один из сердечных клапанов функционирует неправильно и «протекает».
Сильно колет, мама!
===================
Осенью 2017 года врачи пришли к выводу, что девочке нужна операция. «Видно было, что ей все тяжелее. Хочет поиграть, потанцевать — и просто не может. Плачет: „Сильно колет, мама, сильно колет“. Смотрит в окошко, там дети бегают, а сама она так не может», — говорит Галина Майер.
Для открытой операции на сердце Маше нужно было немного набрать вес. Затем заведующий отделением врожденных пороков сердца и детской кардиологии Кирилл Викторович Горбатиков дал семье две недели на сбор анализов. Операция прошла 14 ноября.
«Я отвезла ее утром. Знала, что дочь погрузят в наркоз, чтобы полностью остановить сердце. Увидела Кирилла Викторовича в тот же день после двух часов. Он только вышел из операционной и сказал: «Не переживай, операция прошла хорошо», — вспоминает Галина Майер.
«У ребенка тяжелый врожденный порок сердца, она с этим родилась, и без коррекции порока дальнейшая жизнь ее была невозможна. Это была жизнеспасающая операция, сложная в плане технического исполнения, но все прошло успешно», — рассказал «Вслух.ру» заведующий отделением врожденных пороков сердца и детской кардиологии Областной клинической больницы № 1 Кирилл Горбатиков.
По его словам, не все пороки надо корректировать в периоде новорожденности. У Маши Майер заболевание оказалось выраженным умеренно. Между тем, с возрастом состояние сердечного клапана серьезно ухудшилось. Операция, проведенная девочке, носит название «аугментация клапана». Ее суть заключается в «ремонте» клапана сердца с помощью «материалов» тела.
«Свой клапан, бесспорно, лучше, чем любой искусственный. Ведь свой будет расти вместе с ребенком, в то время как искусственный нужно регулярно менять по мере взросления», — рассказал кардиохирург. Важно и то, что ребенок избавляется от необходимости пожизненного приема препаратов, разжижающих кровь, которые имеют много побочных эффектов.
По словам Кирилла Викторовича, такие операции делают в очень немногих российских клиниках: в Тюмени, Санкт-Петербурге, Краснодаре. При этом нет ни одной публикации о таком вмешательстве на русском языке. «Для России это новая операция, она сложна в техническом исполнении», — отметил доктор Горбатиков. После проведения вмешательства Кирилл Викторович поставил об этом в известность детское кардиохирургическое сообщество и получил поздравления.
Маша и велосипед
================
Точные причины возникновения сердечных пороков науке до сих пор неизвестны. Ранее самой точной считалась теория, что виной всему вирусное заболевание, перенесенное матерью на 3−5 неделе беременности. Однако более свежие данные говорят, что пороки являются следствием спонтанных мутаций. Они встречаются у 8−15 из тысячи рожденных живыми детей.
Сейчас семья Майер не нарадуется заметному улучшению состояния Маши. «У нее больше сил, охотнее двигается, ей интересно все. Все, на что мы обычно не обращаем внимания — солнышко, снег, прогулки — для нее это важно», — говорит мама. Если раньше девочка не могла крутить педали, то теперь просит у родителей купить велосипед или самокат.
Прогнозы Маши Майер весьма оптимистичные. Если ей и понадобятся новые оперативные вмешательства, то это случится еще не скоро. Нестабильным временем может стать подростковый возраст — никто не может предсказать, как изменится состояние здоровья Маши. «Самое главное другое — у этой девочки есть все шансы повзрослеть, родить здорового ребенка, ведь пороки сердца не наследуются», — уверяет Кирилл Горбатиков.