Dipol FM | 105,6 fm

Лыжня – дело тонкое

Корреспондент журнала «Читаем вслух» готовил трассу для масс-старта.

Еще недавно весь мир наблюдал за тем, как атлеты разных стран покоряют сложные извилистые трассы Сочи. Качество лыжни, фактор хоть и независящий от спортсменов, играет далеко не последнюю роль при достижении результата. Потому и внимание к ее подготовке самое пристальное. Специалисты по спортсооружениям одного из крупнейших в России биатлонных центров «Жемчужина Сибири» также приложили к сочинским трассам свою руку.

Как выяснилось, созданием самих параллельных дело не ограничивается. Есть еще масса нюансов, которые следует учесть при подготовке лыжных трасс. Каких именно, я разбиралась, побывав на стадионе «Жемчужины Сибири» в качестве помощника специалиста по спортивным сооружениям.

О том, что подготовка трассы к соревнованиям дело серьезное и уж точно не для слабаков, я поняла сразу, узнав, во сколько мне нужно прибыть в комплекс: к 8 часам утра, в субботу.

Времени на долгие разговоры нет — через три часа начнутся соревнования, поэтому меня сразу же взяли в оборот. Доверили расставлять виборды — вытянутые пирамидки длиной 80 см, предназначенные для разметки трассы. Расставляются они вручную через пять шагов друг от друга, на поворотах — чаще. Мужские шаги, разумеется, шире, поэтому мне пришлось нелегко. Да и сильными руками тоже хвастаться не приходится: в отличие от своих наставников, одновременно я брала максимум по два виборда в каждую руку, они же — штук по 10, как мне показалось. Соответственно, скорость выполнения задания сильно разнилась.

Даже когда несколько коридоров уже были сделаны и оставалось только параллельно выставить еще один ряд, задача для меня легче не стала. Знатоки своего дела расставляли фишки, почти не глядя. С моим глазомером дела обстояли намного хуже, и приходилось присматриваться и переставлять виборд на несколько сантиметров вправо или влево. В какой-то момент я почувствовала, что скорее мешаю, чем помогаю.

Как рассказал мой наставник, специалист по спортсооружениям Александр Синельников, в целом на выполнение разметки, отбивку «елочками» начала и конца лыжни, выставление навигации по трассе уходит 2−3 часа. Работы хватает, чего не скажешь о времени. Поэтому и делают все максимально быстро, практически без остановок. Стойкости и выносливости специалистов можно только позавидовать. Если технику при температуре ниже 25 градусов эксплуатировать нельзя, то они продолжают работать. Видимо, морозостойкость приходит с опытом. Через полчаса пребывания на улице, при том что столбик термометра не опускался ниже отметки минус 5 градусов, руки и ноги начали подмерзать, хотя одета была тепло.

Пока мы расставляем виборды, параллельно прокладывается и сама лыжня. Делать это можно тремя способами — непосредственно лыжами, шагая по снегу и оставляя после себя параллельные следы, снегоходом с резаком и бороной, а также ратраком. Несмотря на то что последний способ довольно дорогостоящий, специалисты применяют именно его. В «Жемчужине Сибири», оснащенной по последнему слову техники, таких машин три, стоимость самой большой - 18 млн рублей. Что же представляет из себя это чудо техники? Ратрак — снежный бульдозер с широкими гусеницами. Спереди он оборудован ковшом для сгребания снега, сзади — специальным кронштейном. На него подвешена фреза — два больших цилиндра длиной по 3 метра и диаметром сантиметров 30 с зубьями, которые рыхлят плотный снег. За цилиндром крепится ласта из жесткой резины, дополнительно приминающая снег и защищающая фрезу. Именно это приспособление утрамбовывает снег и придает ему ребристую структуру, на профессиональном сленге именуемую лапшой, благодаря которой улучшается скольжение снега.

Первоначально ратраки применялись для доставки в горы грузов и людей, поскольку они могут подниматься с уклоном более 45 градусов. Максимальный разгон — 20 км/ч, при прокладке трассы скорость не превышает 4 км/ч. Для управления им необходимо иметь водительские права категории Е на управление гусеничной техники. В «Жемчужине Сибири» чудо-машиной могут управлять четыре человека из шести. Помимо ратраков в распоряжении сотрудников «Жемчужины» пять снегоходов и три квадрацикла. Заправляются они дизельным топливом. Для этого в комплекс приезжает заправщик.

Тем временем ратрак уже идет на второй круг и проезжает рядом с нами. Вблизи машина выглядит еще эффектнее. Удивительно, что такая мощная техника может превращать толщу снега в хрупкую ребристую поверхность. Даже наступать на свеженарезанную лапшу нога не поднимается.

Кстати, вся разметка делается согласно положению о проведении лыжных гонок. На каждый вид предусмотрена отдельная таблица требований по протяженности и ширине трассы, количеству финишных коридоров. В нашем случае для масс-старта требовалось обозначить 4 полосы шириной 7 метров. При этом сама лыжная разметка, те самые две параллельные, идут по всей трассе, кроме виражей и поворотов, поскольку спортсмена может выбросить из накатанной колеи на скорости.

В основном сотрудники биатлонного центра, это люди, которые в прошлом занимались лыжным спортом и имеют средне-специальное образование. Они — универсальные солдаты: не только отвечают за подготовку стадиона и трасс к соревнованиям, но и зачастую выступают в качестве судей. Соответствующие категории на сегодняшний день есть у четырех человек. «Если на базе комплекса проходят профессиональные соревнования, то приезжает техническая делегация. Главный судья определяет, каким образом выстраивать стадион и прокладывать трассы. Как правило, на обсуждение всего плана спортсооружений уходит 2−3. часа. Затем его отдают нам, и мы принимаемся за работу. Как правило, подготовка комплекса к соревнованиям такого уровня ведется круглосуточно. Поэтому наш график работы напрямую зависит от проводимых соревнований», — поясняет мой наставник Алексей Синельников.

Настоящий виртуоз своего дела, говорят в «Жемчужине», — Анатолий Мельников. Бывший лыжник-любитель вот уже 7 лет он со знанием дела нарезает лыжню для классики и конька. Неслучайно тюменский специалист стал одним из ответственных за олимпийские трассы в Сочи. «Из-за большого количества снега сложности возникали при готовке лыжни под классический стиль гонок, для биатлона трасса ложилась легко», — рассказал он.

В своей работе Анатолий ценит, прежде всего, ненапряженные отношения с начальством и относительную свободу действий. К работе относится со всей ответственностью, как к важному заданию, поэтому к управлению ратраком, конечно, меня не допустил. Оно и понятно, лыжня должна быть готова ровно в срок, и времени на ее переделывание нет. Кстати, у Анатолия подрастает сын, который в своем увлечении лыжами идет по стопам отца. Занимается уже 6 лет.

Как и в любой работе, в жизни прокладчиков лыжной трассы не обходится без курьезов. Так, три когда назад специалисты столкнулись со сложной ситуацией. Для соревнований потребовалась дополнительная петля к коньковому кругу. Когда летом специалисты осматривали подходящее место, им показалось, что там никаких трудностей при прокладывании лыжни возникнуть не должно. Однако зимой, накануне гонки выяснилось, что прохождению ратрака мешают несколько деревьев, которые экстренно пришлось вырубить.

Надо сказать, что качество тюменской трассы за время работы комплекса уже успели оценить такие именитые биатлонисты, как Кайса Макарайнен, Уле-Эйнар Бьорндален, Яков Фак, Бьерн Ферри и лыжники — Юстина Ковальчик, Илья Черноусов, Максим Вылегжанин.

«Жемчужина Сибири» по количеству трасс, их ширине, протяженности, перепадам высот, стрельбищам полностью соответствует требованиям международной федерации лыжного спорта для проведения крупных чемпионатов и кубков по лыжному спорту. Комплекс также отвечает всем требованиям по сервису зданий, технических помещений, тайминга, серкретариатов, обеспечению спортсменов горячим питанием, количеству мест на трибунах. «Жемчужина Сибири» вмешает 5,5 тысячи зрителей. «Во всем мире ведется грандиозная популяризация спорта. Поэтому чем больше стадион может вместить в себя зрителей и болельщиков, тем лучше», — поясняет заместитель директора по спорту Михаил Журавлев.

Помимо самих трасс комплекс включает в себя здания сервисного обслуживания, раздевалки и помещения для подготовки спортинвентаря, гостиницу на 200 мест и коттеджные домики на 100 мест. Всего «Жемчужину» обслуживают 150 человек.

В настоящее время здесь преимущественно проходят соревнования и учебные тренировки. Параллельно руководство комплекса стремится организовывать досуг для населения.
На территории комплекса работает пункт проката лыж и тюбингов. «На сегодняшний день он представлен, в таком, можно сказать, примитивном виде — пара раздевалок и вагончики с инвентарем. В перспективе это будет полноценный прокат, где можно спокойно переодеться выпить чай и кофе», — отметил заместитель директора по спорту Михаил Журавлев.

Хотя уже и сегодня многие тюменцы охотно едут покататься в «Жемчужину». Здесь хорошая лыжная трасса, небольшой каток и достаточно интересная горочка. «Она немного короче, чем в том же Кулига-парке, но драйва при катании посетители испытывают больше. Во-первых она не ограничена желобом, во-вторых, из-за дальности расположения от комплекса желающих не так много, поэтому люди успевают накататься, а не стоят в очередях», — отметил Михаил Журавлев.

Кстати, в летнее время комплекс живет не менее бурной жизнью, чем зимой. Как признаются специалисты по спортсооружениям, работы в жаркое время года даже больше, чем зимой. Нужно следить, чтобы трассы не зарастали травой и мелкими кустарниками. Ведь спортсмены тренируются круглогодично. Более того, в этом году здесь даже пройдет крупный чемпионат мира по летнему биатлону. Поэтому расслабляться универсальным солдатам «Жемчужины Сибири» не приходится. На них лежит серьезная ответственность. Ведь за успехами спортсменов следит весь мир, а значит, трасса для высоких достижений должны быть первоклассной!

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Владимир Якушев принял участие в проекте "Елка желаний"
Владимир Якушев принял участие в проекте "Елка желаний"
Он подарил юному жителю Тюменской области теннисный стол.
#елка желаний
#Владимир Якушев
#Новый год
#тк
#подарок
Форум TNF поможет обеспечить России международное лидерство
Форум TNF поможет обеспечить России международное лидерство
Об этом заявил министр промышленности и торговли Российской Федерации Антон Алиханов.
#TNF
#форум
#новости Тюмени
#министр
#импортозамещение
#тк
Строительной отрасли в Тюмени поможет выжить строительно-индустриальный кластер
Строительной отрасли в Тюмени поможет выжить строительно-индустриальный кластер
Новое объединение уже приносит большую пользу.
#строительство
#поддержка
#Сергей Шустов
#новости Тюмени
#производство
#тк
Тюменским застройщикам предлагают восполнить дефицит кадров за счет турок и индусов
Тюменским застройщикам предлагают восполнить дефицит кадров за счет турок и индусов
Уже налажен диалог с коллегами из-за рубежа.
#строительство
#кары
#сотрудничество
#торгово-промышленная палата
#Ольга Езикеева
#тк
Депутаты фракции «Единой России» проконтролируют капремонт школ
Депутаты фракции «Единой России» проконтролируют капремонт школ
Как сообщает сайт ER.ru, приоритетом на ближайшие годы станет капремонт школ по всей стране. Акцент на это Президент Владимир Путин сделал на XXII Съезде партии.
#Единая Россия
#тк