Один из лучших российских пианистов сыграл в Тюмени с уникальным оркестром-академией.
_Выдающиеся молодые музыканты впервые в жизни выбираются за Урал, чтобы выступать с симфоническими оркестрами в проекте Московской филармонии и Министерства культуры РФ «Звёзды XXI века». 12 февраля в Тюменской филармонии выступали Уральский молодёжный симфонический оркестр Свердловской филармонии под руководством Энхбаатара Баатаржавына, известного также под именем маэстро Энхэ, и пианист Лукас Генюшас._
Лукас впервые сыграл с оркестром Энхэ за день до тюменского концерта, в Екатеринбурге, тогда и выяснилось, что 20 лет назад дирижёр впервые руководил филармоническим оркестром в концерте с приезжим солистом, и им был отец Лукаса, пианист Пятрас Генюшас. «Я учился на пятом курсе, дирижёр заболел и меня попросили спасти концерт», — вспомнил Энхбаатар Баатаржавын.
Молодёжный симфонический оркестр — школа, аналогов которой в стране нет. В консерваториях и музыкальных училищах готовят солистов, но нигде не учат целенаправленно работе в оркестре, говорит маэстро. Его коллектив — не просто практическая площадка для молодых оркестрантов, а профессиональный коллектив, у него два филармонических абонемента, репетиции три раза в неделю, 30 концертов в год и 20 программ. Оркестр выступает с известными солистами и гастролирующими дирижёрами. Жалеет маэстро лишь о том, что получив замечательную практику, оркестранты разъезжаются по другим коллективам, «выпускники» Энхэ работают в московском Госоркестре, в симфонических коллективах Санкт-Петербурга, Омска и других городов. Дирижёр отметил, что в его оркестре были раньше, работают сейчас и наверняка будут приходить в будущем музыканты из Тюмени. Энхэ поблагодарил тюменских педагогов за хорошую подготовку своих оркестрантов.
В Молодёжный симфонический попадают не все желающие, музыканты проходят отбор, состоящий не только в возрастном цензе и экзамене на владение инструментом. Для оркестранта важно умение показать себя, наладить общение с коллегами, способность развиваться, причем не только в музыкальном плане, совершенствоваться, знакомясь с литературой, изобразительным искусством.
«Очень сложно быть оркестровым музыкантом. Работа его вроде бы не видна, букеты цветов всегда вручают дирижёру, но для того, чтобы оркестр звучал хорошо, важна работа каждого», — поясняет маэстро Энхэ, о котором говорят, что он очень строгий и требовательный педагог.
По мнению Лукаса Генюшаса, екатеринбургский молодёжный оркестр — очень сильный коллектив. Пианиста впечатлил высокий уровень дисциплины, в молодёжных оркестрах бывает непросто призвать всех участников к порядку и настроить на профессиональное музицирование, однако в уральском коллективе нет и следа расхоложенности.
Генюшас оказался живым и обаятельным юношей, дружелюбно отвечавшим на все вопросы, которые только могли прийти в голову журналистам, далёким от мира музыки.
Рассказал, что репетирует он столько, сколько требуют обстоятельства, не записывает скрупулёзно, подобно Рихтеру, часы упущенных упражнений, чтобы наверстать долг, и скорее близок в отношении к репетициям к Рубинштейну, который был более открытым к светской жизни. Кстати, Святослав Рихтер наряду с Артуро Бенедетти Микеланджели представляет идеал пианиста, до уровня которого хотел бы подняться Лукас Генюшас. Среди современных музыкантов таких величин он не видит, хотя признаётся в некоторой слабости к исполнительской манере Бориса Березовского.
Главным педагогом Лукаса с 5 лет была и остаётся его бабушка, профессор московской консерватории Вера Горностаева. По мнению пианиста, чересчур строго принуждать детей к занятиям музыкой не стоит, дабы не превратить их в скованных и закомплексованных, пусть и вундеркиндов. Однако, если взрослый видит в ребёнке явный талант, не склонять, в какие-то моменты даже не заставлять ребёнка заниматься было бы просто нечестным. Вера Васильевна, после некоторого размышления сказал внук, была к нему, пожалуй, более требовательна, чем к другим ученикам, хотела добиться от него большего.
Теперь гастрольный график Генюшаса-младшего расписан до конца года, в одном только феврале запланировано восемь концертов с разными программами.
От выбора программы едва ли не наполовину зависит творческий успех музыканта, говорит Лукас. У него самого нет определённого правила выбора программы, тем более для пианистов создано огромное количество произведений. Единственный принцип, которого пианист старается придерживаться, — монографичность, в его концертах звучат произведения одного, максимум двух композиторов, близких по духу. Лукас Генюшас сыграл 24 прелюдии Рахманинова, 24 этюда Шопена, пять концертов Бетховена, три сонаты Шопена. Генюшаса характеризуют как виртуозного, техничного, выносливого исполнителя, в то же время сам он подчеркивает, что «ремесло», чисто технические задачи для него совсем не так важны, как задачи творческие.