Миниатюрные акварели Александра Митинского давно уже просились в печать – в виде набора открыток о Тюмени или художественного альбома, посвященного знаковой фигуре тюменской культуры и уникальной коллекции видов города. Эти зарисовки похожи на маленькие драгоценности, на прекрасные иллюминации в старинных манускриптах…
Миниатюрные акварели Александра Митинского давно уже просились в печать — в виде набора открыток о Тюмени или художественного альбома, посвященного знаковой фигуре тюменской культуры и уникальной коллекции видов города. Эти зарисовки похожи на маленькие драгоценности, на прекрасные иллюминации в старинных манускриптах Искусствовед тюменского музея изобразительных искусств Наталья Сезева занимается наследием Митинского с 1985 года — за 20 лет работы с различными источниками: семейными архивами, личными фотографиями и письмами, воспоминаниями учеников художника накопился интереснейший материал о творце, общественном деятеле, педагоге и настоящем патриоте Тюмени. Набор открыток и альбом планировалось издать еще в 2000 году, к 95-летию со дня рождения Александра Павловича, но тогда искусствоведам удалось лишь сподвигнуть городских депутатов на присвоение имени Митинского старейшей художественной школе города. В 2005 году музей отметил столетие мастера большой выставкой его работ — акварели, живописные холсты, графика рассказывали о заповедной Тюмени, во многом сохранившейся только в произведениях искусства. И только торжества в честь 420-летия города, 50-летний юбилей музея, ходатайство уважаемых в людей и личное участие главы города Сергея Сметанюка дали результат: из городского бюджета решено выделить деньги на издание художественного альбома «На память с любовью. Тюмень заповедная», посвященного творчеству Александра Митинского. «Митинский — одна из самых ярких фигур культуры Тюмени и даже больше — региона, — рассказывает Наталья Сезева. Он был свидетелем и активным участником наиболее крупных событий в художественной жизни. В 1944 году Александр Павлович стал основателем и первым председателем тюменского отделения Союза художников. Он принимал активное участие в общественной жизни, с 1930-х годов 30 лет преподавал: в общеобразовательных учреждениях, на рабфаках, в институтах, в детских и профессиональных студиях. Многие его ученики стали профессиональными художниками — Евстафий Кобелев, Александр Мурычев и другие. И все-таки главная его заслуга — в творчестве. С 1920-х годов он создавал художественную летопись Тюмени и окрестностей. Митинский почти ежедневно гулял с альбомом для зарисовок, любил Сибирский, Старотобольский тракт, все эти заповедные деревеньки. Он очень трепетно относился к старым, патриархальным улицам Городища, где родился, Затюменки, Заречья. Но и новые веяния он тоже помечал, особенно в 50−60-е годы. Пожалуй, такой разнообразной и полной иконографии Тюмени нет ни у одного другого художника. В 1965 году состоялась последняя прижизненная выставка Александра Митинского. Он сам ее готовил, а потом подарил областной картинной галерее, которая впоследствии стала областным музеем изобразительных искусств. Это более трехсот работ, которые в конце прошлого и начале нынешнего года экспонировались в залах нашего музея. Именно они стали основой для альбома». Книга небольшого формата, напоминающая семейный альбом, будет издаваться в Екатеринбурге тысячным тиражом. Помимо 300 репродукций тюменских видов 1920−60 годов, ее украсят документы и фотоматериалы из архива художника. Издание альбома Митинского станет не только событием для профессиональных художников, горожан, интересующихся изобразительным искусством, но и сувениром для гостей города, которые получат одновременно добротное художественное издание и лучшее собрание узнаваемых видов города.