Они рассказали, как начинали в Тюмени.
Мэтры советского рок-н-ролла и российской эстрады Юрий Лоза, Валерий Сюткин и Юрий Давыдов — на сцене Тюменской филармонии. В честь юбилея Юрия Лозы они решили тряхнуть стариной и собрались легендарным составом знаменитых «Зодчих» — лучшего самодеятельного коллектива Советского Союза начала 1980-х и коллектива Тюменской филармонии. На этой сцене они себе могли позволить все…
Тюменский старт
«Слава богу, не было возможности фотографировать, а то бы сохранился снимок, где я со снисходительным взглядом вхожу в Тюменскую филармонию… - признается Юрий Давыдов. - Приехал устраиваться на работу. Конечно, молодые были, дурные, не понимали, что надо утверждаться в новых условиях. И Тюмень - это было очень сложно и в бытовом, и в географическом, и в транспортном плане».
«Я не думаю, что Тюмень была более крайней, чем Саратов, где работал «Интеграл». «Лейся, песня» работали вообще от Кемерово. Не важно, из какого города берешь старт, важно, как потом гастролируешь», - отмечает Юрий Лоза.
Рассказывает Светлана Чуева: «Они были очень светлые и начинали с композиции на стихи Кедрина «Зодчие». А это так ложилось на тот период освоения нефтегазовых месторождений! И наши «Зодчие» работали по области, шли за нефтяниками, газовиками и работали в тех же условиях».
Концерты артистов на буровых, в сельских клубах, на трассах трубопроводов или на лесозаготовках были неотъемлемой частью процесса освоения тюменского Севера. Это предписывал специальный приказ Министерства культуры СССР «О культурном обслуживании вахтовых и трассовых поселков». Приказ родился, так сказать, по многочисленным просьбам зрителей. Молодые покорители Севера, дававшие стране нефть и газ, хотели отдачи не только в виде хорошей северной зарплаты.
«Молодость - это же энергия. Это не только то, что они должны все время работать. Должны и отдыхать, - говорит Александр Петрушин. - А вот эта часть была в запущенном состоянии. Отсюда и определенный уровень хулиганских проявлений и рост преступности. Города росли, а вместе с ними росли эти проблемы».
Важна была и моральная поддержка. Чтобы покорители Севера видели, что страна вместе с ними в тайге и в тундре. Хотя бы в лице популярных и не очень артистов. А у этой аудитории, приехавшей в Тюменскую область со всей страны, запросы могли быть достаточно высокими.
«Были бригады, сформированные из аспирантов, кандидатов наук из Свердловска, Нижнего Новгорода, Москвы, Ленинграда. Ехали подзаработать, - рассказывает Владимир Кузнецов. - А потом некоторые втягивались и не возвращались в науку. Жили хоть по-человечески».
Сначала о молодости, а о любви потом
По законам советской культуры каждая легальная музыкальная группа должна была быть приписана к официальному учреждению. В 1980-м в Тюменской филармонии обосновалась московская группа «Зодчие». На этой сцене сложился и ее золотой состав. В 1983-м появился Юрий Лоза. Его песни уже официально не разрешались к исполнению, но из всех окон страны звучал «Плот».
«Песни, которые шли первым номером всегда, это песни, направленные на прославление молодежи, — вспоминает Юрий Лоза. — „Веселей, ребята, выпало нам строить путь железный, а короче — БАМ“. Или „И Ленин такой молодой“. Вот первая обойма песен. Вторая обойма — о любви, но любви светлой, радостной, наполненной чувством строителя коммунизма. Даже грусть должна была быть светлой. Если вы начинаете описывать жизнь, то уходите в третий, пятый дивизион, вниз».
По его словам, приписка к Тюменской филармонии была и защитой, и привилегией: «Я был в Москве бомж, поэтому мне необходима была ведомственная прописка. Ее сделали в Тюмени. У нас репетиционная база была в Москве, и у меня были две бумажки, которые спасали меня от любого милиционера. Я прописан в Тюмени, но в Москве репетирую».
В 1985-м в Тюмень и в «Зодчие» прибыл Валерий Сюткин. Тоже из сомнительной, по официальным меркам, группы «Телефон». Он был солистом группы «Зодчие», артистом Тюменской филармонии с 1985 по 1986 годы.
«В Тюмень прилетаешь, выполняешь квартальную норму - 51 концерт. А дальше свободен, можешь заниматься какими-то своими делами. Условия, сам понимаешь. Но мы молодые были, ничего не боялись», - говорит он.
По словам Светланы Чуевой, на площадках аппаратуры не было, и музыканты возили свою: «Громадные ящики, которые забивались в поезде в служебный тамбур. А когда надо было выходить, то наши хлопцы рвали стоп-кран и начинали их выбрасывать из поезда».
Другими красочными подробностями гастролей делится Юрий Давыдов: «Поездка была по Северу — самая первая. Еще романтика, на вертолетах с открытым окном, лето, Сибирь — простор классно! Но у москвичей порой башка отъезжала. Например, когда мы в Белоярске после концерта в час ночи шли загорать. Полярный день! В такие моменты перестаешь понимать, где находишься, что происходит».
Валерию Сюткину тоже есть что вспомнить: «Первым городом был Нефтеюганск. Нас с Лозой поселили вдвоем в люкс, потому что по одному тогда было нельзя в люкс селить. Типовая гостиница, три комнаты. Лоза из ванной кричит: принеси сигаретку. Я захожу в ванную, а вода цветом как мой костюм черная. В нефти практически Юра».
А по словам Юрия Давыдова, были моменты, когда музыканты могли даже погибнуть: «Осенью нас послали. Там был жуткий переезд по грунтовой дороге в дождь из Бердюжья в Армизон, где мы чуть не погибли. Грузовик с аппаратурой и с нами в кузове начал съезжать в кювет. Это могло очень плохо кончиться».
Оставьте «Зодчих» в покое!
В 1984-м газета «Комсомольская правда» громит музыкальные вкусы молодежи. Следом за статьей «Барбаросса рок-н-ролла» выходит приказ Министерства культуры оставить на весь СССР не больше 30 вокально-инструментальных ансамблей. «Зодчие» с опальным Лозой имели все шансы не пройти цензуру. На концертах они пели очень много своих песен, в том числе песен Юрия Лозы, хотя и прятали его под псевдонимом Юрий Савич. Но, и тот, и другой, все равно режут правду-матку. Музыканты рассказали об этом Салманову. Начальник «Главтюменьгеологии» на следующий день написал письмо. Бескомпромиссный Салманов «от имени двусоттысячного отряда тюменских геологов» потребовал оставить «Зодчих» в покое.
Фарман Салманов, первооткрыватель тюменской нефти, начальник «Главтюменьгеологии»
«Он помогал, да, — подтверждает Юрий Давыдов. — Мы на такую глубину еще не ныряли, чтобы человек написал письмо министру культуры. Где мы и где министр культуры? Не знаю, насколько повлияло, но мы остались живы».
А Юрий Лоза добавляет: «Мы работали. Сначала провели большую проверочную поездку по Тюменской области. А когда руководство убедилось, что мы можем поднимать большие залы по всей стране, поехали по Союзу».
«Представляете, едут они на нашем маленьком автобусе КАВЗике. А дверка этого автобуса не закрывалась. И наш водитель ее привязал веревкой и все время ее поддергивал. Едет Лоза и бурчит. Я говорю: «Потерпите немного». На что Лоза мне тогда сказал: «Подождите, Светлана Васильевна, пройдет несколько лет, и вы будете нас вспоминать». И тут мы встречаемся, я говорю: «Юра, не прошло и 20 лет, как мы гордимся, что у нас работал Лоза, у нас его трудовая книжка лежала, за ваш труд спасибо!» — вспоминает Светлана Чуева.
Кстати, свою концертную географию большой Тюменской области «Зодчие» до сих пор помнят.
«Конечно, я вам всего не перечислю, — улыбается Валерий Сюткин. — Но попадаю как-то раз, лет десять назад, в Пурпе. Они в полной уверенности, что я не ориентируюсь. А я как к себе домой! Уренгой, Салехард, Тобольск — всё знаю».
Продолжение следует.