Для каждого возраста свои нормы.
Трехлетний ребенок должен иметь в словарном запасе около тысячи слов. Если он говорит предложениями, строит вопросы, отрицания и использует множественное число и прошедшее время, все в порядке, рассказывает логопед Валентина Ушакова.
Обратиться к специалисту нужно, если ребенок в этом возрасте говорит только отдельные слова вроде «мама» и «папа», подражает звукам животным и произносит необычные слова, например, «мобиви» вместо «машина».
В речи четырехлетнего ребенка насторожить должно отсутствие развернутой фразовой речи — не нормально, когда дети в этом возрасте говорят короткими фразами вроде «киса мяу» и «дай пить». Пятилетний ребенок должен говорить предложениями и не допускать много грамматических ошибок, согласовывая слова в роде и падеже. Это же касается детей 6-7 лет.
«В случае, если в речи вашего малыша появились запинки, обязательно покажите его неврологу и логопеду. Это касается любого возраста», — посоветовала Валентина Ушакова.
Эти специалисты при необходимости направят ребенка к другим, чтобы уточнить причину речевых трудностей. Возможно, виновато снижение слуха, возможно, нарушение ЦНС. Часто причиной речевых проблем являются социальные — если ребенка дома понимают без слов, говорить ему необходимости нет.
Попытки исправить речь ребенка самостоятельно могут только усугубить проблему. Но можно попробовать чаще говорить с ребенком, в том числе в играх, озвучивая свои действия. Ребенок должен слушать — нужно привлечь его внимание, чтобы не стать «белым шумом». Можно петь ребенку.
Поможет развитие чувства ритма. Для этого ребенок должен закрыть глаза, а родитель выстукивать ритм, который потом надо повторить. Фонематический слух можно развить, изображая звуки бытовых предметов и домашних животных.
Фото: pexels