На этой неделе в России отмечается редкий юбилей — юбилей награды. 70 лет назад было учреждено звание Героя Советского Союза, которое потом трансформировалась в звание Героя России. Первыми в стране звания Героев были присвоены полярным летчикам за спасение челюскинцев. Всего же медали «Золотая Звезда» за всю ее историю удостоились более 13 тысяч граждан.
В Тюмени лишь один человек носит почетное звание Героя России — это Владимир Ильич Шарпатов, который с экипажем своего самолета бежал из талибского плена. Когда 14 июля 1995 года Ил-76, принадлежащий казанской авиакомпании «Аэростан», совершил свой первый рейс из Шарджи (ОАЭ), то ничто не предвещало беды. Самолет арендовала фирма «Трансавиа» — одна из ее перевалочных баз находилась как раз на территории Арабских Эмиратов. Русские летчики возили оттуда по необходимым направлениям тюки с одеждой, топливо.
Однажды нужно было доставить груз из Албании в Баграм — оружие. Два рейса русские летчики совершили без происшествий. Оставался третий — последний. Когда летели над Кандагаром, с земли последовал приказ зайти на посадку. В хвост Ил-76 пристроился истребитель талибов, демонстрируя серьезность намерений, — пишет общественно-политическое издание «Спецназ России».
Экипаж самолета не вникал в тонкости «большой политики». Летчики не знали, что получателем груза выступает Ахмад Шах Масуд, знаменитый Лев Пандшера. Именно он контролировал тогда базу ВВС Баграм. Произошла утечка информации. Разведка талибов получила данные о двух рейсах — и приготовилась к третьему. При досмотре в одном из ящиков были обнаружены крупнокалиберные снаряды, запрещенные для перевозки. Его, этот злополучный ящик, загрузили на борт в последний момент.
Дважды Совет безопасности ООН выдвигал требование освободить экипаж, но талибы не реагировали на бумажные резолюции. Захватчики, правда, предлагали свой вариант решения проблемы: в обмен на пленников российское правительство должно выдать бывших министров обороны ДРА и высших чинов ХАДа (афганский КГБ). На такое Москва не пошла.
«Пошел второй год плена! Новый отчет безрадостных дней…», — писал Владимир Шарпатов в августе 1996 года в своих дневниках. Но летчикам повезло, талибы стали проявлять интерес к захваченному самолету. Эксплуатировать Ил-76 «исламисты», по понятным причинам, не могли, поскольку у них отсутствовали специалисты, знакомые с такой машиной. Этим-то обстоятельством и воспользовались пленники. Первым делом летчики объяснили талибам — если те хотят увидеть самолет в воздухе, то необходимо регулярное техническое обслуживание. Раз в три месяца мужчинам была дана возможность бывать на самолете. Топливо в баках оставалось, ибо заправлялись «на туда и обратно». Побег произошел 16 августа. Между собой члены экипажа договорились: «Взлетать будем в любом случае! Убьют — так убьют, разобьемся — значит разобьемся».
Позже Владимир Шарпатов стал героем книги «Побег из Кандагара». Роман, который написал тюменский писатель Александр Мищенко, содержит дневники Героя России: мысли и чувства пленника с августа 1995-го по август 1996-го.
Завтра в тюменской библиотеке-филиале № 9 состоится вечер-встреча старшеклассников города с Владимиром Ильичом. Мероприятие называется «Наши удивительные земляки». Ребята смогут задать вопросы легендарному летчику и получить его автограф.