Историк, исследователь шаманизма уверен, что человека всегда тянет к его корням.
_Как шаманы выходят на связь с духами, на что способен священный бубен и почему хранители сакральных знаний живут долго — рассказал кандидат исторических наук, ученый, этнограф, художник, исследователь шаманизма Леонид Лар._
— Как становятся шаманом? И любой ли человек может им стать?
— Вообще, сегодня многие говорят о том, что шаманом может быть любой человек. Существует даже такое направление — неошаманизм… Но поскольку я довольно долго изучаю этот феномен, я уверен, что шаманизм — это передача волшебных или, можно сказать, магических способностей, преимущественно по наследству. Например, когда рождается маленький ребенок, в километрах, скажем, пятидесяти от чума шамана, он говорит: «Вот в том чуме, родился шаман». И определяет он это по одному ему известным приметам.
Просто взять бубен в руки, немного постучать и стать шаманом — невозможно. В основе того же неошаманизма — внешняя оболочка при отсутствии внутреннего содержания. Самыми сильными становятся потомственные шаманы. Кроме того, старый шаман вместе со своими знаниями передает молодому и своих духов.
— Получается, что правы те, кто говорит, что настоящих шаманов не так много, а те что есть — это какие-то ряженые, что развлекают туристов за деньги?
— Возможно. Но в то же время сегодня такая жизнь, что необходимо как-то зарабатывать, в том числе и развлекая публику. Возможно у кого-то есть небольшой дар, но он решил, что в данный момент выгоднее поступить именно таким образом.
— Говорят, что знания сакрального характера хранятся в строжайшей тайне. Но вы ведь в эту тайну посвящены?
— Моим учителем был Гавриил Мандаков, опытный шаман, проживавший в Тазовском районе. В свое время я долго к нему ездил, постигал все тайны шаманских мистерий. Естественно, передача древних знаний, идет только через таких людей — тех, кто посвятил свою жизнь лечению людей, решению их проблем, предсказаниям. Шаман еще и поэт и певец, он — все.
Когда пойдет рыба? Почему умирают олени? Когда изменится погода? Что у меня болит? Кто у меня родится? На все эти вопросы шаман давал ответы тем, кто к нему приходил. На территории тундры или тайги для своего народа шаман — самый главный человек. Шаманом мог быть как вождь племени, так и рядовой человек, обладающий соответствующим даром.
— Правда ли то, что у каждого шамана может быть свое предназначение?
— Это действительно так. Все зависит от генов, силы и полученных знаний. Кто-то силен в лечении, в умении обращаться с лекарственными травами. А кто-то занимается тем, что провожает души людей в другой мир… Бывают еще так называемые черные шаманы. Их мало, но они есть.
— Могут ли рядом жить несколько шаманов, специализирующихся каждый на своем направлении?
— Расстояние может быть и сто километров друг от друга, и совсем небольшое. Никто никому не мешает, потому, что у каждого свои функции.
— Какие предметы, инструменты используют шаманы в своих обрядах?
— Самый главный инструмент — это конечно бубен. Им призывают духов, им лечат, с помощью бубна шаман ищет точки на теле человека, на которые необходимо воздействовать, чтобы произошло исцеление. Некоторые шаманы используют в своей работе охотничий лук. Ударами по тетиве он привлекает духов того места, где планируется охота, выходит с ними на связь, спрашивает о том, есть ли в тайге зверь, а если нет, то почему? Привлекают внимание духов и постукиванием по лезвию топора или ножа. Кстати, нож — важный, священный инструмент. Его заговаривают, с помощью ножа также воздействуют на особые точки, чтобы исцелить больного человека. Ну и, конечно, не обходится без костра. Шаман умеет разговаривать с огнем. С помощью огня он находит ответы на многие вопросы.
— Почему бубен священен? И правда ли, что шаман никогда не доверит его чужому человеку?
— Прежде всего стоит напомнить о том, что бубен делается из шкуры священного дикого белого оленя. Когда бубен готов — чаще всего шаман делает его сам — собираются все шаманы и освящают бубен на костре. Вкладывают в него силу, передают своих духов, в общем, наполняют его каким-то содержанием. Вот поэтому бубен священен, а если и передается кому-то, то только по наследству. Иначе этот инструмент потеряет силу. Кстати, именно по причине святости его не хранят в чуме. Только в специальном лабазе или нартах — на улице.
— Леонид Алексеевич, правда ли, что шаманы живут до ста лет и дольше?
— Я скрупулезно изучал эту проблему, так как меня всегда интересовал вопрос: почему люди, которые занимаются культовой деятельностью, живут долго. Я знал одного ямальского шамана, который прожил сто один год. Был знаком с девяностолетним шаманом… Видимо все они чувствовали себя внутренне молодыми. Это во-первых. Во-вторых, служители культа правильно питаются, в том числе и энергией духов, богов. Живут в гармонии с окружающим миром… В этом весь секрет их долголетия.
— Шаманизм народов Крайнего Севера и, предположим, регионов Центральной Азии (монголов, тувинцев, бурятов) чем-то принципиально отличаются?
— Как ученый, состоящий в международном обществе шаманистов, я изучал традиции многих народов, побывал в разных регионах и странах и могу сказать, что отличия, конечно, существуют. У тех же тувинцев более продолжительные по времени обряды, ритуалы, более сложные костюмы и система обращения к духам. Очень интересные костюмы у якутов, с большим количеством разных металлических предметов, призванных защищать шаманов от ударов злых духов.
— Вы родились на Ямале, учились в Москве, живете и работаете на юге Тюменской области. Чем вас привлекает это место?
— Скорее всего, дело в генах. Какое-то время я жил в Тобольске. Не могу сказать точно, почему и чем он меня притянул. Но это сильное место со своей аурой, древний город, в который съезжались люди со всех концов света. Быть может, есть там и мои корни, присутствие которых я ощущаю на подсознательном уровне. Если говорить о Тюмени, то рядом со столицей региона, на месте археологического музея-заповедника на Андреевском озере когда-то проживали угорские племена. Сегодня я здесь работаю, и, скорее всего, не случайно, ведь человека всегда тянет к своим корням.