В воскресенье, 29 сентября, исполнилось 45 лет, с тех пор, как в Челябинской области произошла одна из самых крупных техногенных катастроф в истории человечества, которая по оценкам специалистов, по своим последствиям превосходит даже Чернобыль.
«Кыштымская трагедия» — так принято назвать произошедшее в 1957 году на комбинате «Маяк», который был известен также как «Челябинск-40». Затем первенец атомной промышленности стал величаться «Челябинск-65», теперь он — город Озерск. Отметим, что целью технологического процесса на комбинате было производство плутония, применявшегося для изготовления атомных бомб.
Страшный взрыв произошел из-за радиационного перегрева одной из емкостей для хранения жидких высокоактивных отходов. Из-за неисправности контрольных приборов, не включивших вентиляцию, над ними скопился гремучий газ.
В результате взрыва в воздух поднялось 80 тонн радиоактивной смеси, образовавшей облако, в котором преобладал «стронций-90». Длина следа этого «ядерного языка» составила до 350 километров, ширина — до 50 км.
Площадь зараженной территории Челябинской, Свердловской и Тюменской областей превысила 20 тысяч квадратных км. След облака пересек 4 реки и 30 озер, отчего уровень радиоактивности водных источников возрос в 10−100 тысяч раз. Облучению подверглось 124 тысячи человек.
Ликвидировали катастрофу солдаты и военные строители. Они бульдозерами снимали верхний слой почвы, вручную отбивали штукатурку зданий, смывали радиоактивную пыль влажными щетками. Лишь через полтора года комбинат снова смог вступить в строй. В советское время катастрофа была засекречена.
Весной 1963 года, как будто в дополнение к беде, в этих краях случилась засуха. Обычно мелководное и заболоченное озеро Карачай пересохло, и образовавшаяся пыльная буря увеличила число жертв Восточно-Уральского радиоактивного следа еще на сорок тысяч человек.