Dipol FM | 105,6 fm

Культура Тюменской области: проблемы и перспективы

20 мая в региональном отделении Союза художников состоялся круглый стол по проблемам тюменской культуры. Обсудить актуальные вопросы собрались представители творческих союзов – дизайнеры, художники, архитекторы, писатели, музыканты, музейные искусствоведы, студенты коллежа искусств, журналисты.

20 мая в региональном отделении Союза художников состоялся круглый стол по проблемам тюменской культуры. Обсудить актуальные вопросы собрались представители творческих союзов — дизайнеры, художники, архитекторы, писатели, музыканты, музейные искусствоведы, студенты коллежа искусств, журналисты. Первая подобная встреча состоялась в конце апреля. Тогда в фокусе обсуждения было объединение колледжа искусств и академии культуры, на этот раз представители каждого творческого союза рассказали о насущных проблемах, благо помимо коллег на встрече была и представитель областного комитета по культуре. Организаторы круглого стола — сотрудники Института дизайна во главе с Геннадием Вершининым — приглашали самого председателя, Евгения Негинского, но отражать град вопросов и замечаний пришлось его заместителю Наталье Хвостанцевой. Беседу начал сам Вершинин, обозначив процессы, которые фиксируются гуманитарной наукой во всем мире: культура перестает быть лишь сферой досуга, она становится важнейшим показателем уровня развитости страны, города; небольшие города стремятся создавать уникальные культурные объекты, способные привлечь публику и туристов; мир ориентирован на многообразие — чем больше музеев, театров, художественных школ в городе, тем выше его статус в культурном рейтинге. В то же время, отметил вице-президент Союза дизайнеров России, в Тюмени массовые праздники, организованные специалистами «сферы досуга» постыдно скучны, поражают непрофессионализмом, отсутствием творческого подхода. Понятие культуры во многом сводится к самодеятельности, профессиональное искусство, как и мнение профессионалов не востребованы, и от того «мы становимся городом очень примитивным». Вершинин предложил представителям разных творческих профессий рассказать, чем живет их сообщество в Тюмени. Председатель регионального отделения Союза художников России Александр Новик счел наиболее актуальной проблему профессионального развития изобразительного искусства. В городе есть три учебных заведения, дающих художественное образование: вне конкуренции — колледж искусств и Институт дизайна (филиал УралГАХА при колледже), традиционно дающий академическую художественную подготовку. Доволен Новик и работой художественного отделения в пединституте ТюмГУ — студенты еще не закончили обучение, а уже активно участвуют в выставках высокого уровня не только в Тюмени, но и в других регионах. О сотрудничестве с академией культуры художник отозвался сдержанно — когда бывший ректор Михаил Капеко открывал отделение живописи, он обратился за поддержкой к Союзу художников, но потом совместная работа прекратилась и председатель отделения Союза признается, что не видит выпускников академии культуры на отчетных выставках, хотя туда приглашаются все желающие. Членов Союза беспокоит и нехватка скульпторов в Тюмени. Поколение советских мастеров стареет и уходит, не оставляя наследников. Новик уверен в необходимости создания при одном из образовательных учреждений специального отделения, на котором могли бы преподавать тюменские скульпторы. Александр Сергеевич подчеркнул, что в Тюмени появляется «много произведений невысокого уровня, выполненных заезжими», причем даже не скульпторами, а керамистами. По его словам, от директора екатеринбургской фирмы, поставляющей Тюмени скульптуры, отвернулись все тамошние профессионалы. В заключение Новик отметил, что если раньше в Тюмень по распределению приезжали художники из репинского, суриковского училищ, то теперь не только никто не едет сюда, но и наши талантливые выпускники уезжают в столицы, чувствуя себя на родине не востребованными. «Нельзя говорить, что художники не востребованы, — говорит Новик. — Импрессионисты тоже сначала были не востребованы». В ответ преподаватель дирижерско-хорового отделения колледжа искусств Людмила Лезина заметила, что современные художники не хотят страдать как Ван Гог, они хотят творить в радости и их можно понять: «Надо попытаться найти какое-то решение, чтобы молодое поколение стремилось быть художниками именно у нас. Мы живем в богатейшем крае, но постоянно пытаемся экономить на спичках». Лезина рассказала об отзывах пермских коллег о концерте тюменской филармонической капеллы. Отзывы нелицеприятные, хотя очевидно, что само существование этого коллектива — уже подвиг. «Но это не тот профессиональный уровень, о котором мы мечтаем, не то, чего Тюмень достойна, — говорит Лезина. — Необходимо развиваться не вширь, а вглубь». По мнению педагога, тюменская публика страдает недостатком элементарного музыкального образования: бисирует всем, не замечая, как часто даже великие музыканты, приезжая в Сибирь, снижают планку, дескать"пипл схавает". Надо научить публику слышать академическую музыку, уверена Лезина, и тут встает проблема образования. По мнению Людмилы Лезиной, в Тюмени была допущена жесточайшая ошибка, когда музыкальные школы перешли в ранг дополнительного образования. Они перестали быть первым звеном академического образования, приравнялись к кружкам, что немедленно отразилось и на качестве образования, и на абитуриентском потоке колледжа. «А зачем нам столько музыкально образованных детей?» — спрашивали тогда чиновники. Сейчас одним из важных аргументов в пользу объединения колледжа с академией культуры, является отсутствие конкурса на музыкальном отделении — содержать музыкальные специальности становится невыгодно. Но Лезина уверена, что ошибку можно исправить, вернув музыкальным школам прежний статус и создав вузовское звено на базе колледжа. Педагог обратила внимание коллег на то, что с XIX века в России существовало три направления образования в области искусства и культуры: педагогическое — подготовка учителей музыки, рисования; культурно-просветительское, готовившее штат сотрудников для библиотек, клубов, лекториев; профессиональное — воспитание мастеров, собственно авторов и исполнителей произведений искусства. Все три направления взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. В Тюмени есть вузы педагогического и культурно-просветительского толка, а в области искусства лакуну заполняет Институт дизайна, выросший на стыке колледжа искусств и УралГАХА. Когда-то в этой сфере было успешное сотрудничество с уральской консерваторией, которое прекратилось по экономическим причинам. Будучи методистом музыкального отделения, Лезина убеждена, что коллектив колледжа готов работать как вузовский. 90% преподавателей имеют научные степени, и формально, и фактически они способны давать высшее образование на базе колледжа. «Лично меня и коллег беспокоит так называемая интеграция с академией культуры. Негинский называет это симбиозом, но мы считаем, речь идет о соединении несоединимого». Далее взял слово председатель отделения Союза российских писателей Николай Шамсутдинов. Он уверен, что писательским и иным организациям не выжить без помощи извне, власть должна их поддержать, хотя бы приняв закон о творческих союзах, а может, и профинансировав каким-то образом: «Десять с половиной миллиардов на развитие футбола, а духовность в глубоком тылу!» — не удержался от восклицания писатель. Шамсутдинов предложил коллегам объединиться, чтобы заставить считаться с собой, например, издавать газету, «которая еженедельно бы ложилась на столы чиновников». Председатель отделения Союза театральных деятелей Владимир Орел заметил, что у его организации хорошие отношения и с городскими, и областными властями. СТД выигрывает муниципальные гранты на съемку фильмов от тюменских деятелях театра, на новые постановки. Орла беспокоит, что в тюменском театре драмы за последние три-четыре года не было яркого спектакля-события, какими были в своем время «Мирандолина» или «Ревизор», например, — на большинстве нынешних постановок залы полупустые. Труппе не хватает молодых актеров, сейчас за решение этого вопроса активно взялся новый главный режиссер, Александр Цодиков. Больной темой для сотрудников театра стало новое здание, построенное на площади 400-летия Тюмени. Хотя Орел старался не педалировать «конфликтную» тему, он не мог скрыть обескураженность: «Коллектив не был ознакомлен с проектом здания, когда главный художник посмотрел проект, он схватился за голову: „Почему так?“. Ему отвечают: „А где вы были раньше?“. Но ведь нам ничего не показали!». Председатель местного Союза архитекторов Ильфат Минулин обратил внимание коллег на то, что мнение профессионалов не имеет веса и в его сфере деятельности. Архитекторы востребованы на рынке, но мнение экспертов не всегда учитывается: главным архитектором области был избран не архитектор, нет градостроительного совета, на рынок активно выходят иностранные компании и заказы отдаются им. Выход, по мнению Минулина, в самоорганизации архитекторов (выставки, самостоятельный поиск заказчиков) и «создании собственных имен». Точнее, имена есть, но лучше когда уважаемые архитекторы еще и возглавляют соответствующие фирмы, повышая авторитетность местных компаний в глазах заказчиков. Художник Ольга Трофимова продолжила тему: — Перед Тюменью остро стоит проблема самоидентификации. Раньше легко было сказать, чем наш город отличается от многих других, теперь он стремительно теряет лицо. Архитектура — носитель множества культурных знаков, но место типично тюменской архитектуры теперь занимает массовая, безликая. Профессор ТюмГУ, заместитель председателя тюменского отделения Союза писателей России Юрий Мешков назвал несколько тенденций в тюменской культурной жизни. Невнимание к мнению профессионалов, как в случае со слиянием музеев. Торжество самодеятельности — издательства штампуют графоманские книги, были бы у автора деньги. Пренебрежительное отношение к собственным авторитетам, которых мы открываем только после столицы, как это было с Виктором Строгальщиковым или тоболяком Вячеславом Сафроновым, например. Мешков предложил объединиться на базе Дома писателей (который сначала предстоит вернуть творческим союзам) и там устраивать круглые столы по актуальным проблемам культуры и творческие вечера. Идею объединения поддержала и заведующая кафедрой инструментального исполнительства академии культуры, пианистка Валентина Багрова. Она уверена, что основанием для объединения людей творческих профессий должен стать симфонический оркестр. — Кто-то скажет: «Я не люблю музыку». А как ее можно любить, если ни симфонического оркестра, ни бигбендов, которые бы играли в клубах или ресторанах, у нас нет?! Награждения, все праздники проходят под «фанеру». Даже попав в Питер, тюменец не пойдет слушать оперу или оркестр, потому что не имеет об этом никакого представления. Создать симфонический оркестр не так дорого, как говорят. При этом он урегулирует проблему музыкальных школ, училища, вуза. Духовая группа в городе есть, скрипачей можно сделать… К нам многие хотят приехать, из Екатеринбурга, например — в больших городах рынок уже насыщенный, им негде играть. Для начала можно сделать минимальный состав, 35−40 человек… Наталья Хвостанцева взяла слово под занавес трехчасовой встречи: — Я благодарна инициаторам встречи, круглые столы нужны для сверки понимания, оценки ситуации, потому что мы все находимся в одной лодке, живем в одном мире, и творим одно дело. Я очень много сегодня выслушала пожеланий, предложений, проблем, вопросов, мнений, суждений по массе компонентов развития нашей сферы, нашей отрасли. Если подобные встречи станут системой, вопросов будет меньше. Мы открыты к диалогу, готовы отвечать на все вопросы. Все вы прекрасно знаете, что мы живем и работаем в рамках целевой программы, которая определила основополагающие направления, в соответствии с которыми государство оказывает поддержку профессиональному искусству, музейному сообществу, культурно-досуговой деятельности. Кроме того, что поддержка оказывается посредством проектов софинансирования. Прежде всего мы должны понимать, что мы созданы не сами для себя, мы созданы для человека, который доверил нам такую трепетную сферу как культура. Она абсолютно невозможна с точки зрения применения определенных критериев: где хорошо, где плохо. В культуре это сложно сказать: «Это формат, это не формат», это субъективная отрасль. Если я прихожу на спектакль в хорошем настроении, он мне нравится. Рядом со мной сидит человек, который говорит: «Боже, какой кошмар!». То есть оценить сегодня нашу отрасль и нашу сферу достаточно непросто. Я хочу сакцентировать ваше внимание, уважаемые коллеги, на том, что все процессы, которые сегодня происходят направлены прежде всего на позитив и только на конструктив. Если говорить о поставленных на нашей встрече вопросах, то и в отсутствие закона о поддержке творческих союзов за 2007 год и первое полугодие 2008 года из бюджета Тюменской области на поддержку региональных союзов всех, кроме Союза архитекторов, с которыми комитет о культуре тесно не взаимодействует, было выделено более 5 миллионов рублей. Я так полагаю, это разные формы — выставки, проекты, различные церемонии, приобретение картин у художников. Я бы хотела остановиться на трех компонентах нашей деятельности. Это создание условий для того, чтобы отрасль развивалась, создание материальных ресурсов, которые позволили бы оказывать качественные, достойные и профессиональные услуги нашему населению. И могу вас уверить, что будь то театр драмы, областная научная библиотека или ДК «Нефтяник», для человека, который туда придет, чтобы получить какой-то продукт или услугу, эксперты отрабатывают схему так, что все наши объекты — на европейском уровне. Это с точки зрения оборудования. Но! Мы можем здание построить, начинить его современными технологиями. Но если не будет людей, которые готовы в этом объекте внедрять содержание, то этот объект будет мертвым, туда никто не придет… Нет, придут, первые полтора-два месяца, а потом ведь могут и не пойти: «А что нам там будут показывать? Для чего я туда пойду?». Поэтому сегодня одна из главных задач — это кадры, люди, состав. Здесь завязана масса компонентов — и жилье, и возможность существующему в городе творческому потенциалу (который есть у нас сегодня, он есть!), специалистам не бегать по учреждениям, как сегодня получается, а работать на том участке, в который он может вкладывать свои знания, опыт, сердце и совершенствовать себя, и молодое поколение, которое к нему придет. Поэтому необходимо создание единой образовательной системы с точки зрения взаимопроникновенных процессов, совершенствования и дополнения. Есть вариант, когда воспитание мастеров будет в общем контексте обучения, с прохождением практики на базе профессионального театрального коллектива, симфонического оркестра… Кстати, руководитель, дирижер оркестра сегодня есть и процессы заведены в бюджет 2009 года. Это все единая система, о которой мы сегодня говорим, и которую создаем. И мы должны понимать, что от мнения общественных организаций тоже ведь очень много зависит. Поэтому, в любом случае, я полагаю, наши встречи взаимополезны, взаимопроникновенны, и, безусловно, открывают те шлюзы, которые возможны сегодня для понимания цельных процессов в нашей сфере, в нашей отрасли. И поэтому, если есть конкретные вопросы, мы на на них даем конкретные ответы, потому что они абсолютно обоснованы. Ну безусловно, мнения различные, не может быть только одно мнение. Но, тем не менее, форма государственной поддержки и форма взаимодействия наших структур отработана с точки зрения понимания перспективы. Мы сегодня формируем, вернее, совершенствуем облик культуры Тюменской области. С точки зрения новых интересных проектов, предложений, новых интересных и высокопрофессиональных постулатов, с точки зрения привлечения профессиональных исполнителей и актеров — без этого тоже, наверное, сложно. Поэтому все компоненты о которых вы все говорили, очень правильны и очень системны. В органах государственной власти эти постулаты приняты и идут достаточно системно, вы же сами все прекрасно понимаете. Поэтому, уважаемые коллеги, хочу еще раз сказать огромное спасибо за встречу, и надеюсь, что эти встречи наши будут, безусловно, продолжаться, и будут взаимопроникновенны и интересны для каждого. Выступление Натальи Валентиновны вызвало еще ряд вопросов, главным из которых был: «Почему комитет по культуре не учитывает мнения тюменских экспертов, принимая такие важные решения как объединение музеев, учебных заведений, проектирование здание театра?». — Мы абсолютно открыты к диалогу. О том, что строится театр, узнали ведь не сегодня, теперь уже не повернешь. О том, что коллектив не знает, что там делается, я, наверное, задам вопрос, руководителю. Этот вопрос ведь никем не закрывается, вот он строится, заходите, смотрите! Обсуждайте, какие проблемы? Но ведь там есть технологические, технические процессы, которыми занимаются профессионалы, давайте будем доверять профессионалам! Владимир Орел, всячески подчеркивая, что не желает идти на конфликт, отметил: «В старом театре 41 подъемник, в новом — 25. В старом театре пять скоростей круга, здесь — одна скорость. Если сидишь с краю зала — треть сцены видишь. Здоровущая авансцена… Я думаю, не надо делать преждевременных заключений, но надо было, конечно, обсудить». — Чего сейчас это обсуждать… Я вижу, что проблема существует, раз она тут возникла, но в театре мы уже ничего не повернем, — ответила Наталья Хвостанцева. — Относительно объединения колледжа я сказала мотивации. Единой системы образовательного процесса в Тюменской области нет, мы создаем ее, чтобы были общие задачи и стратегии развития от стартового компонента до высшего звена. Если бы мы не хотели слышать, то мы бы не шли на диалог, мы не смотрели бы друг другу в глаза, мы не встречались бы за круглыми столами. Поэтому, я считаю, что мы слышим, мы задаем друг другу вопросы, и мы на них отвечаем. В ответ Людмила Лезина решила вкратце повторить свою мысль: — Мое выступление было о том, что объединение будет ошибкой. К этому склоняется и коллектив академии, и коллектив колледжа. Мы не пытаемся рвать зубами, мы просто просим прислушаться: это будет ошибкой.— Мы слышим, — был тихий ответ Натальи Хвостанцевой. Отвечая на вопрос Максима Шульца, помощника депутата областной Думы Владимира Чертищева, Наталья Валентиновна рассказала об программе развития культуры до 2010 года, принятой по распоряжению областного правительства. Среди приоритетов программы: создание симфонического оркестра, новых программ профессиональных коллективов, новых спектаклей (четыре уже профинансированы в этом году); в области музеев — это обеспечение сохранности тюменских коллекций и обеспечение безопасного показа «высокопрофессиональных выставок российского и мирового уровня». По словам Хвостанцевой, руководитель пушкинского музея готова создать филиал в Тюмени, если будет решен вопрос безопасности. Речь также идет о показе коллекций Русского музея, Эрмитажа, и других выставок, которые тюменцы смогут увидеть, не покидая города. В библиотечной сфере делается акцент на обновление книжного фонда областной библиотеки, создание электронного каталога, формирование интернет-коллекции документов и книг на базе филиала президентской библиотеки. Искусствовед Вера Субботина спросила, будет ли существовать в Тюмени музей изобразительных искусств. — Смотря что вы подразумеваете под формулировкой «музей изобразительных искусств», — сказала Наталья Хвостанцева. — Вы говорите о форме или содержании? С точки зрения содержания — безусловно, музей изобразительных искусств будет. Потому что те фонды, которыми владеет сегодня Тюменская область — благодаря профессионалам, искусствоведам и фондовикам, которые сегодня работают в музее изобразительных искусств!.. Тот уникальный фонд, что у нас сегодня есть, будет храниться в лучших условиях, которых достойны эти произведения, которыми мы наслаждаемся, приходя в музей изобразительных искусств. С точки зрения формы, сегодня идет речь о создании музейного комплекса, где, в контексте общей истории Тюменской области будут присутствовать все направления. Мы с коллективами музеев определимся, будет ли это историко-художественная экспозиция, где четко будет прослеживаться тенденция развития художественного искусства Тюменской области. Все сотрудники музея, которые имеют к этому отношение, будут в полном контексте ясности, как будет представлена историко-художественная культура Тюмени в контексте российской истории. Директор музея изобразительных искусств Людмила Овсянкина, промолчавшая на первой круглом столе, на этот раз высказалась, подчеркнув, что считает недопустимым слияние музеев. 50 лет назад художественная галерея была сформирована в Тюмени как знак культурного города, столицы региона. Музей был городостью горожан и чиновников. Понимание, что художественный музей нужен было даже тогда, когда Тюмень еще не предполагала нефтяного бума. И вот небольшому провинциальному городку галерея нужна была, а развивающейся столице богатого региона, какой стала Тюмень теперь, выходит, не нужны лишние музеи. Решение о соединении музеев Овсянкина назвала как минимум исторической несправедливостью. Вопросов к представительнице областной власти было еще много, но пришло время заканчивать собрание, так что представители творческих союзов разошлись, до новых встреч. Предложение составить итоговый документ, некую декларацию, решили отклонить. В заключение Геннадий Вершинин подчеркнул: «Все мы хотим жить в удобном, комфортном городе, из которого дети не будут уезжать, потому что в нем мало событий. Для этого надо помнить, что базис культуры XXI века — усложнение, многообразие, стратицикация… Нам бы хотелось, чтобы нас услышали, нам важен диалог, а не формальная переписка с чиновниками, потому что наше дело не писать в бюрократической форме, а делать город комфортным для жизни. Колледж действительно легко развить в вуз, симфонический оркестр проще собрать, чем кажется — и так далее. Мы знаем, как сделать что-то быстрее и дешевле — только спросите!».

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Секреты приготовления пасхальных яиц в луковой шелухе рассказала тюменка
Секреты приготовления пасхальных яиц в луковой шелухе рассказала тюменка
Рецепт достался в наследство.
#Пасха
#еда
#кухня
#Тюмень
#праздник
Аварийная ситуация: в части Тюмени нет света
Аварийная ситуация: в части Тюмени нет света
Работают аварийные бригады.
#отключение
#авария
#свет
#СУЭНКО
#Тюмень
#новости Тюмени
Из-за майского снегопада в Тюмени падают деревья
Из-за майского снегопада в Тюмени падают деревья
Майский снег стал неожиданностью для многих.
#снег
#деревья
#снегопад
#стихия
#Тюмень
В Заречных микрорайонах Тюмени второй день подряд отключают свет
В Заречных микрорайонах Тюмени второй день подряд отключают свет
В кол-центре администрации Тюмени сообщают о повреждении на линии.
#Тюмень
#СУЭНКО
#электричество
#свет
#о 3
#новости Тюмени
Из Германии в Тюменскую область: как Вильма Фогель осуществила мечту
Из Германии в Тюменскую область: как Вильма Фогель осуществила мечту
Программа переселения соотечественников действует в Тюменской области с 2013 года.
#переселение
#Тюменская область
#программа
#помощь
#соотечественники