Dipol FM | 105,6 fm
91.69
98.56

Круглый стол по реформам тюменских учреждений культуры

Правительство Тюменской области объявило о своих планах соединить два крупнейших музея Тюмени – краеведческий и изобразительных искусств, а также создать многоступенчатый образовательный комплекс в области искусств и культуры на базе академии культуры и искусств, которая присоединит к себе тюменский колледж искусств и тобольское училище.  24 апреля эти планы обсудили участники круглого стола на отделении дизайна тюменского колледжа искусств.

Правительство Тюменской области объявило о своих планах соединить два крупнейших музея Тюмени — краеведческий и изобразительных искусств, а также создать многоступенчатый образовательный комплекс в области искусств и культуры на базе академии культуры и искусств, которая присоединит к себе тюменский колледж искусств и тобольское училище. Управленческие решения бурно обсуждаются среди сотрудников реформируемых учреждений. 24 апреля на отделении дизайна тюменского колледжа искусств состоялся круглый стол. Беседу вел директор тюменского Института дизайна (филиал УралГАХА), вице-президент Союза дизайнеров России Геннадий Вершинин, в ней приняли участие члены аккредитационной комиссии, работавшей в эти дни в колледже, заведующий кафедрой графического дизайна московского Института современного искусства, арт-директор издательства «Вентана-Граф» Юлиан Макаров; заведующая кафедрой философии нефтегазового университета Любовь Шабатура; заведующий отделением дизайна в колледже Михаил Гардубей; художник и дизайнер Ольга Трофимова; архитектор, профессор кафедры архитектуры и дизайна тюменского аритектурно-строительного университета Виктор Станкевский; заведующая кафедрой гуманитарных наук Института дизайна Татьяна Быкова. Тюменский госуниверситет представляли профессор кафедры издательского дела Наталья Дворцова; редактор издательства Надежда Дементьева. За круглым столом собрались родители дизайнеров-первокурсников, в том числе выпускница колледжа преподаватель школы искусств «Гармония», школы «Лира» Светлана Сиваева; выпускник, главный художник театра кукол Сергей Перепелкин; преподаватель кафедры изобразительного искусства, доцент ТюмГУ Елена Колачанова. Студентов представляла 4-курсница Института дизайна Екатерина Быкова. В беседе также участвовали директор музея изобразительных искусств Людмила Овсянкина и научный сотрудник музея, преподаватель колледжа Вера Субботина. Геннадий Вершинин: Круглый стол по проблемам культуры и искусства в Тюмени надо делать постоянно. Во всех сферах профессионального искусства мы слышим одно и то же: «Нас не слышат, с нами не хотят считаться». 10 лет я возглавлял отделение Союза дизайнеров, и опыт показывает, что с комитетом по культуре диалог не получается. Да, люди заботятся о культуре, да пытаются ее реформировать, но часто эти процессы происходят в каком-то формальном, логистическом режиме, без учета того, что культура, искусство — это очень тонкая материя, которая требует бережного обращения. У меня была обстоятельная беседа с одним из руководителей области. Мне показалось, что беспокойство о процессах развития профессионального искусства есть, но данные, которые подаются руководителям области, — очень субъективны. Появляются модели, которые с реальностью абсолютно не взаимосвязаны. И чиновники, с которыми мы обсуждаем эти процессы, просто не понимают, о чем говорят и «не нуждаются ни в каких наших комментариях». Мне кажется, у нас сложилась уникальная ситуация — никогда еще столько средств не вкладывалось в культуру области, в реконструкцию объектов культуры: ДК «Нефтяник», здание тюменского колледжа искусств, Дворец искусств «Пионер», филармония, театр кукол, построен цирк, строится здание театрального комплекса. То есть очень большие деньги вкладываются в камни, но в плане человеческого капитала, который является главной ценностью, нет изменений. Но ведь все школы возникают на основе человеческого капитала: появляются лидеры, деятели, они обрастают учениками, и дальше эта школа развивается. Сегодня тюменская культура оказалась в состоянии реформ, наступила эпоха слияний, как писала недавно газета «Вслух о главном». Обсуждается проект соединения двух учебных заведений разного рода: колледжа искусств и академии искусств и культуры (хотя там ничего не изменилось, с тех пор, как институт стал академией). Обсуждается проблема объединения двух музеев, тоже разнородных: краеведческого музея и музея изобразительных искусств. По этой логике можно в Москве создать один музей и одно учебное заведение на всю Россию… Хотелось бы понять, как представители разных сфер культуры воспринимают эти процессы. Юлиан Макаров: Все, что я увидел в колледже и Институте дизайна, меня очень порадовало — это воплощение моей мечты, уникальная ситуация, когда ученики из художественной школы переходят в колледж, а потом в институт. Рушить это нельзя! Я слышал, что чиновники упрекают отделение дизайна в том, что «культура тратит деньги на подготовку специалистов и не получает отдачи». А что такое культура? Это ведь не ликбез, это профессионалы, которые будут работать в городе! Если не на культуру, то на что они работают? Я готов уйти из аттестационной комиссии в знак протеста, если разрушат систему, которая годами выстроилась, о которой можно только мечтать. … Что-то можно объединять, но есть такие организмы, которые соединять нельзя, они должны самостоятельно жить и развиваться, ими только нужно гордиться! Вершинин: Мы с коллегами из архитектурно-строительного университета обсуждали такой вариант: если бы речь шла об объединении отделения дизайна, Института дизайна, кафедры архитектуры и дизайна ТГАСУ в самоценный вуз, это было бы логично. Потому что эти специальности нуждаются друг в друге. Но когда объединение идет из управленческих соображений, то конечно логика не совсем просматривается. Я видел концепцию создания многоуровневого образовательного комплекса — там на первом этапе создается комплекс, а на втором начинается изучение российского опыта! Российский опыт, могу вам сказать, очень разный. Трагедия в том, что во многих городах-миллионниках, где нет вузов искусств, культура строится на вузах культурно-просветительного профиля: не нашлось специалистов в области искусств, и они развивали институты культуры. А в Екатеринбурге, например, нет культурно-просветительного вуза, зато есть художественно-архитектурная академия, театральный институт, консерватория. То есть все искусства развиваются как специализированные, академические. В Красноярске три училища: хореографическое, искусств и художественное, две академии — музыки и танца и искусств, два университета… И красноярский учебно-консультационный пункт Кемеровского института искусств и культуры — это для практиков, которым нужно «прикрыться» дипломом о высшем образовании. Виктор Станкевский: Нашей кафедре всего 15 лет, мы не достигли еще вершин, но греет то, что мы на подъеме, еще очень молодые. Наша кафедра единственная выпускает архитекторов, с дизайном у нас пока не очень, он введен в название, только чтобы отличить от двух других архитектурных кафедр. Но мы все время ощущаем нехватку этого самого дизайна. Уже несколько лет я работаю со студентами колледжа и Института дизайна. И я все время завидовал основательности, академизму, серьезности подхода к воспитанию дизайнеров. Нам бы хотелось более тесно работать с дизайнерами — мы начали нащупывать пути друг к другу, и кое-что маячит впереди. Мне кажется, мы обречены сойтись вместе. И было бы ошибкой уводить из этой связки одну лошадь в другую сторону. И с кем она объединяется? С музыкантами, танцорами! Я думаю, это абсолютно непродуктивно. Это чисто механическое соединение, чтобы просто управлять, наверное, удобно было — других причин просто не вижу. Вершинин: Позвольте провокационный вопрос! В Тюмени может быть создано свое профессиональное искусство? Станкевский: Я здесь 50 лет и все время борюсь за то, чтобы мы смогли хотя бы показать, на что способны. Если мы действительно хотим Тюмень сделать центром культуры, нужно больше доверять профессионалам, не командовать, в каком стиле строить Тюмень. Любовь Шабатура: Я хочу подойти к проблеме с экономической точки зрения. Мы в культурной политике не учитываем экономические рычаги. Надо учесть, что должна быть конкуренция и в подготовке кадров. В политическом плане это тоже невыгодно — стране, населению. У студентов и родителей должен быть выбор — в какое учебное учреждение поступать.Сергей Перепелкин: Я в первый раз на таком мероприятии. Много раз участвовал в заседаниях чиновников, которые обсуждают судьбу культуры, но впервые вижу, что для этого собрались люди, которые непосредственно занимаются этим делом. Жаль, что нет Александра Сергеевича (Новика, председателя Союза художников Тюменской области — Ред.), потому что он тоже наш выпускник и имеет отношение к этому делу. И считаю, что все-таки нужно было пригласить представителей комитета… Отделение дизайна всегда было для меня «священной коровой» — местом, где существует квинтэссенция художнического духа. И когда я узнал, что колледж будет объединен с институтом культуры, мне показалось, это какая-то чудовищная нелепость. Потому что я очень хорошо представляю, что такое институт культуры, я преподавал там, и что такое колледж. Это все равно, что коня и трепетную лань… Просто не вижу никакой в этом логики, копеечной выгоды… У нас огромный город, но в нем три театра, два образовательных заведения в области культуры и искусств, два музея. В Омске, например, восемь театров, в Екатеринбурге 20… У театральных художников в нашем городе серьезная проблема: стукнуть кулаком по столу, уйти в другой театр не получится! … И мы пытаемся даже то немногое, что есть, задавить, всунуть в какие-то странные рамки. Можно попенять педагогам, которые создали прекрасную школу, но донести, пропиарить, к сожалению, не сумели… Люди, которые принимают решения, судя по всему, представляют, что они пришли на выжженное поле, где они создадут некий «град солнца», вбросят какие-то деньги, и туда придут талантливые люди, которые невесть откуда возьмутся. Не возьмутся! По поводу музеев я бы посоветовал сходить и посмотреть, что творится в запасниках музеев, в запасниках Эрмитажа. Почему вы думаете, там столько пропадает вещей? Потому что этих предметов столетиями никто кроме хранителей не видит. Мое глубочайшее убеждение: музеев должно быть миллион, раздать фонды, чтобы они были на глазах у людей. Светлана Сиваева: Давайте о детях немного поговорим. Я считаю, что сейчас даже в художественную школу идут к конкретным педагогам — на имя, на знания… И если только педагоги колледжа не уйдут в институт культуры, дети туда не пойдут. Да мы готовы платить какие угодно деньги, лишь бы здесь учились! Перепелкин: Совершенно согласен, мы, когда для ребенка выбирали, куда поступать, имели в виду совершенно определенное учебное заведение, определенных педагогов… Елена Колчанова: Я такого же мнения. У моей дочери есть среднее специальное образование, и мы осмысленно выбирали, куда поступать дальше. Походили по всем вузам, посмотрели их выставки, музейные выставки, за год познакомились с педагогами здесь, у некоторых даже получили подготовку, поступили. И мы хотим именно в этих стенах обучаться. Я как преподаватель пединститута легко могла устроить, чтобы дочь училась рядом со мной, на кафедре изо, но она, имея среднее специальное образование, пошла в колледж, чтобы получить вот это ступенчатое образование. Татьяна Быкова: Существует закон избыточности мозга, говорят нейрофизиологи, — мозг только потому работает, что есть избыточность клеток. Чтобы была культура, нужна среда, некоторая избыточность выпускников. Когда управление культуры кричит, что нет дизайнерской культуры, что мы ее не видим, то забывают об этом законе избыточности. Далее. Меня ужасают образовательные фабрики. Моя дочь оканчивает нефтегазовый университет, она на 1−2 курсе не могла понять, почему их до сих пор не запомнили по именам. Образовательная фабрика — это анонимность преподавателя и студента. А здесь у нас и преподаватели, и студенты открываются друг другу как личности. И потом. Должно быть разнообразие: методик, подготовок. Пусть будет в нефтегазовом университете кафедра дизайна, если сможет институт культуры создать — пусть создаст свою школу. Закон прогресса есть закон избыточности и разнообразия. У нас уже было объединение колхозов, но никакого исторического вывода никто не сделал. Когда я первый раз услышала, я пришла домой на ватных ногах. Ведь прозвучало слово «ликвидация»! Ведь было совершенно безапелляционно сказано: «Да через два года никто и не вспомнит, что существовал филиал (филиал УралГАХА, Тюменский институт дизайна — Ред.)». Мы работаем на творческую личность студента, и мы считали бы ликвидацию своим жизненным поражением. Ведь искусственно ставится точка на твоем жизненном пути. У Мамардашвили есть понятие жизненного пути, не просто жизненного процесса, как физического существования, а пути, как некого выбора, некого смысла… Вера Субботина: Сергей Перепелкин, можно сказать, открыл мне глаза на причину объединения двух музеев. Потому что когда председатель комитета по культуре излагал нам концепцию нового образования, которое носит странное название «музейный комплекс», он сообщил, что никаких постоянных экспозиций не надо, все складываем в запасники. Выставки русского, западного изобразительного искусства не нужны, объяснил нам председатель комитета по культуре: зачем картинки, когда все есть в Интернете! Вершинин: Во «Всемирном докладе по культуре», который в 1998 году для ООН подготовили исследователи из разных стран, проводится сквозная мысль — культура является важнейшей сферой человеческой жизни, в которой человек самоопределяется, понимает, кто он такой. Мы живем в эпоху, когда показатели культуры приходят на смену понятию «цивилизация», характер общества должны определяться тем, какова культура. И Дженкс, американский теоретик, не случайно говорит, что музей становится центром культурной жизни: образования, развития, встреч, своего рода выбора. Наше отделение ничего бы не смогло сделать без музея искусств. Мы с 1982 года начали систему выставок, которые проходят не по разу в год, и теперь наши дети самостоятельно их организуют… Ольга Трофимова: Сергей Перепелкин навел меня на мысль о синдроме крепостного права: люди, работающие во всех этих комплексах, окажутся в очень интересном состоянии, их лишат права выбора, которое и так в Тюмени ограничено. Потому что как только начинаешь задумываться о диапазоне и возможностях города понимаешь, что знаешь в нем почти все. А необходимого разнообразия, из которого произрастает открытие неизвестных неожиданных явлений, — нет, хотя именно это характеризует жизнь, особенно художественную. Быкова: Избыточность, среда, все из нее! Эта ужасная политика подсчета «вам дали слишком много бюджетных мест, на следующий год не дадим ни одного» — нельзя все ставить на экономические рельсы. Пусть у человека не получилось что-то в области дизайна, но он останется художником и будет смотреть на все остальные сферы жизни взглядом художника: на создание семьи, воспитание детей, на любовь. Пусть все не сбудутся как творцы, но они получат такой заряд, что до старости будут творить некие внутренние миры. Наталья Дворцова: Совершенно очевидно, что происходят глобальные процессы, которые уничтожают всякие малые явления. Недавно вышла книга американца Андре Шифрина «Как транснациональные корпорации завладели миром и отучили нас читать». Это история книгоиздания в Америке и Англии. Транснациональные корпорации издают миллионными тиражами массовую коммерческую литературу, уничтожают малые издательства, издающие малотиражную литературу, нужную небольшому кругу людей, но без нее наступает интеллектуальная стагнация… Это чудовищный процесс. Что утешает. Два года назад госуниверситет хотели объединить с нефтегазовым. Но мы были недовольны, они недовольны, и объединения не произошло. Может быть возможны какие-то разумные аргументы? Сформулировать позицию.Шабатура: Надо пригласить на такой круглый стол более широкую общественность, представителей законодательной и исполнительной власти, выдающихся людей, которые в культурной политике играют роль, средства массовой информации. Екатерина Быкова: Я представитель студентов. Студенты в Институте дизайна и колледже — это на самом деле одна структура — не пассивная сила, у всех есть голова на плечах, все видят, какие проблемы происходят. Здесь не просто художественное образование дают, учат кисточку держать, а учат быть личностью. Мы уже создали интернет-коммьюнити по этой проблеме. В колледже уникальная ситуация — я имею возможность сравнивать, т.к. учусь еще в ТюмГУ — мы большая семья, не вижу смысла ее разбивать.Дворцова: Нам пришлось создавать кафедру издательского дела и редактирования почти с нуля, т.к. в Тюмени нет традиции книгоиздания. И я могу представить, что это за труд. То, что сделал Геннадий Вершинин с коллегами, — прекрасная модель формирования серьезнейшей научной, профессиональной традиции. Создать такую школу — величайшая заслуга. Поучившись в Москве и приехав в Тюмень, я поняла, что уровень развития культуры города во многом определяется самим фактом существования того, что мы сейчас называем тюменской школой графического дизайна. Они задают самые высокие профессиональные критерии. Может, один из поводов городу гордиться — эта школа. Вершинин: Если вы не против, мы попробуем организовать более широкое обсуждение. Я предлагаю тему: «Объединение или разъединение в тюменской культуре». И после той встречи мы составим уже какой-то план дальнейших встреч, мне кажется, очень интересная была дискуссия и дальше еще могут быть другие темы.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Ваша кровь в порядке? Почему важно знать уровень гемоглобина
Ваша кровь в порядке? Почему важно знать уровень гемоглобина
Врачи предупреждают о возможных нарушениях в работе организма.
#здоровье
#кровь
#медицина
#анализ
#врачи
Тюменцы могут принять участие в молодежном форуме в Пятигорске
Тюменцы могут принять участие в молодежном форуме в Пятигорске
Он состоится в августе.
#молодежь
#педагоги
#форум
#заявка
В Тюмени проживает 962 ветерана Великой Отечественной войны: желающие могут помочь им
В Тюмени проживает 962 ветерана Великой Отечественной войны: желающие могут помочь им
Реквизиты благотворительного счета «Победа».
#День Победы
#9 Мая
#ветераны
#помощь
#поддержка
#благотворительность
#Дина Горковец
#Руслан Кухарук
#Николай Сбродов
#Тюмень
#новости Тюмени
Автоинспекторы предупреждают об опасности начала мотосезона
Автоинспекторы предупреждают об опасности начала мотосезона
В апреле погибли два мотоциклиста.
#ГИБДД
#мотоцикл
#ДТП
#Тюменская область
#Тюмень
Соискатели активнее ищут работу весной и осенью
Соискатели активнее ищут работу весной и осенью
Кандидаты себя вольготно чувствуют, потому что рынок труда стал соискательским.
#работа
#вакансии
#эксперты
#УрФО