Почему документалка не пользуется популярностью в России?
27 августа, в день российского кино тюменцы собрались в амфитеатре Музейного комплекса имени
Анна раскрыла не совсем обычную тему для Тюмени. Просто кинематография активно развивается в нашем городе всего три года, поэтому любителей документальных фильмов и киномейкеров пока что не так много. Однако с каждым годом их число стабильно растет.
На мероприятие пришло около 30 человек. С одной стороны, не так много, однако это еще и забота о здоровье: организаторы смогли подготовить места с соблюдением социальной дистанции. Сама лекция прошла в приятной атмосфере: участники с интересом слушали рассказ спикера, задавали вопросы и активно участвовали в небольшой викторине, где по описанию фильма нужно было отгадать, документальный он или игровой. Интуиция не подвела — больше половины ответов были верными.
В течение всего выступления желающие записывали в заметках названия фильмов, которые советовала Анна. В их числе: «Тонкая голубая линия» (1988), «Триумф воли» (1935), «Мама, я убью тебя» (2013), «Щекотка» (2016), «Путешествие Достоевского» (1991) и другие. Также она рекомендовала документальные мини-сериалы — «Король тигров: убийство, хаос и безумие», «Последний танец», «Не троньте котиков: охота за интернет-убийцей». Их можно посмотреть на Netflix.
2020 год стал бумом интереса к документальному кино. Пандемия коронавируса внесла свою лепту в показатели роста просмотров фильмов в онлайн-кинотеатрах. Так, на платформе artdoc. media на 35% увеличилось количество зрителей за карантин, другие онлайн-кинотеатры люди посещали на 50−80% больше. Анна объяснила это тем, что весной все остались наедине с собой, был наплыв фейковых новостей, поэтому «документалки» стали некой отдушиной. Они могут помочь ответить на некоторые вопросы, плюс, являются «правдивым срезом, пусть даже через призму автора».
Лектор назвала два фактора, которые помогут понять, подходит ли вам этот вид искусства: хорошее документальное кино — это всегда герой, за которым интересно наблюдать, и драматизм картины.
Удивительно, что не всегда главный герой — человек. Например, пару лет назад вышел фильм «Акварель», где море стоит в центре повествования. Полтора часа зритель наблюдает за жизнью водной стихии, без комментариев автора. Дух захватывает.
«Российское документальное кино, почему ты такое?», — спрашивает выступающий. Это глобальный вопрос, на который трудно дать однозначный ответ. Один из документалистов говорил: «У нас в России ничего нет с точки зрения техники». Всё оборудование завезено из-за рубежа, соответственно стоит это удовольствие довольно дорого. Из этого вытекает следующее — недофинансирование. Средняя стоимость российского документального фильма примерно 3 миллиона рублей, из которых всего 30% возвращается создателям: автору, режиссеру, продюсеру, съемочной группе, актерам и другим участникам. К тому же необходимы средства на промо — это и рекламная продукция, и качественные трейлеры, которые трудно продвигать. Все эти факторы ограничивают авторов фильмов и не позволяют максимально раскрыть потенциал.
«В России документальным кино занимаются либо очень богатые люди, которые могут экспериментировать, либо те, кому нечего терять», — подытожила Анна.
Она добавила, что в документальном кино человек чувствует себя намного ближе к героям, которых ему показывают. «Те сюжеты, которые подкидывает нам жизнь, порой намного интереснее, чем может написать сценарист. Здесь ты смотришь на реальность и те проблемы, которые поднимает документальное кино, и это несравнимо с игровым по масштабам и эффектам». В рамках документального кино можно поднять разные темы и порассуждать над ними, можно изменить какой-то жизненный факт или проблему, а можно даже создать определенный эффект. Благо, у зрителя и онлайн-платформ есть этот запрос.
В региональной столице уже несколько лет активно развивается кинопроизводство и просвещение горожан в сфере синема:
— Последние 3 года мы занимаемся популяризацией кино в Тюмени: мы привозили очень много спикеров, проводили мастер-классы, учили ребят киноиндустрии.
— Этим же занимается «Медиаполис»? — уточнила я.
— Да, центр развития региональных медиа и кино «Медиаполис» был открыт для этого, — согласилась Анна. — За такую поддержку мы очень благодарны Департаменту по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике. Сейчас это переросло в развитие креативных индустрий, то есть мы нацеливаемся не только на кино.
Практически все зрители остались до конца мероприятия, и это не мудрено, ведь рассказ был насыщенным и познавательным.
«Я счастлив от того, что сумел прийти на эту лекцию. Из-за ограниченного количества времени у Анны получилось рассказать о такой интересной и разносторонней теме лишь поверхностно. Очень жаль, я хотел бы „нырнуть“ в эту сферу гораздо глубже. Из понравившегося хочу отметить лёгкую, понятную подачу материала и большое количество фактов и историй, связанных с кинематографом, о которых я раньше не слышал. По-моему, эта „живая“ лекция является большим шагом к возвращению в мир после пандемии», — поделился своими впечатлениями один из гостей, Никита Трофимов.
В конце выступления спикер пожелала всем тюменцам смотреть кино и наслаждаться просмотром, быть открытым ко всему новому: «Если вы не подпускали к себе российское документальное кино, потому что считали, что это не ваше, откройтесь этому новому и посмотрите. Мне кажется, это стоит вашего внимания».
Лекция «Массовая рефлексия: почему модно смотреть документальное кино» открыла лекторий в Музейном комплексе им. Словцова. Следующая будет в четверг, 3 сентября. Тема: «На краю земли. Коренные народы Дальнего севера».