Постановка могла попасть и не попасть, зритель мог радоваться увиденному или грустить о недочитанном дома детективе, но в этот вечер в полном зале явно совершалась мистерия.
По крайней мере в один из дней нынешних гастролей Коляда-театра в Тюмени между зрителями в зале и актерами на сцене сложился диалог без слов, который был очевиден всем присутствующим. Эфемерное чудо театра явилось, в частности, на «Дыроватом камне» по пьесе Николая Коляды. Постановка могла попасть и не попасть, зритель мог радоваться увиденному или грустить о недочитанном дома детективе, но в этот вечер в полном зале явно совершалась мистерия.
На сцену выбегает дама (Тамара Зимина) в блескучем туалете и бигудях, замотанных в яркий тюрбан, и слегка мечется по сцене, потом преувеличенно театрально бросается на коечку и закатывает ярко-накрашенные бирюзовым глаза. Входят еще две дамы в легкомысленных дачных чепчиках (Светлана Колесова и Вера Цвиткис). Начинается странный разговор о том, что хорошо известно дамам, но еще плохо зрителю.
Героини — три учительницы за 60 на пенсии. Все — Сергеевны. Все странно и обыденно одиноки. Они вчетвером с пенсионером в поиске Игорем Петровичем (Сергей Колесов) берут зрителя в клещи, заставляя смеяться над неловкостью и несуразностью героев, сочувствовать их простым и неисполнимым желаниям.
Это одна из самых камерных постановок Коляда-театра. Но интимные перипетии с участием четырех пенсионеров и тут не обходятся без фирменного хоровода и гипнотизирующего колядовского кружения на этот раз с ритмичным убиением якобы заполонивших все мух.
Зритель, поддавшийся этим театрально-шаманским манипуляциям, замирает в кресле. Его, кстати, тоже вполне можно было бы прибить, как муху, газеткой, слова бы не сказал. И вот уже в разгар сценического действа героини шутили про учителей, а в зале понимающе отозвались и зааплодировали. И было ясно, что и те, и другие непонятным, неосязаемым образом оказались на одной волне. Все были об одном.
После этого яблоко, вышвырнутое в одной из сцен одной из героинь, укатившееся со сцены зрителям под ноги и брошенное кем-то обратно на сцену, все три актрисы дружно и явно не сговариваясь комически проводили глазами. В зале захихикали. Это тюменцы играли с екатеринбуржцами в театр.
Коляду в Тюмени, как и во многих других городах, знают, любят в своих и приезжих постановках. Не только накануне гастролей уже нельзя было купить билеты на спектакли этих коротких трехдневных гастролей, их начали раскупать фактически вскоре после объявления о приезде Коляда-театра.
А знакомство с Николаем Колядой у тюменцев началось еще в 2007 году, когда сам приезжал ставить в Ангажементе «Птицу Феникс». Обещал тогда «интересную, нескучную жизнь. Сто процентов». «Кто бы сомневался», — написала тогда обозреватель культуры «Вслух.ру» Ирина Пермякова. Никто не сомневается до сих пор.