История, традиции и альтернатива - расскажем обо всем по порядку.
О том, что Хэллоуин, мягко говоря, не наш праздник, написано немало. Однако мало кто задумывается, откуда он появился и почему так легко прижился на нашей земле. Начнем с истории.
Изначально Хэллоуин был частью кельтского язычества, только назывался он тогда Самайн и был не совсем праздником. Самайн был днем отсчета нового года. Кельты и друиды считали, что в этот день открывается дверь между миром людей и миром духов. Духи свободно проходили в мир людей, а люди, которые хотели последовать их примеру, никогда не возвращались обратно.
Первый, кто показал людям греховность Хэллоуина, был Святой Патрик, покровитель Ирландии. Именно он проповедовал по всей Ирландии Христа (а именно Ирландия была страной кельтов) и открыто говорил о грехе, который ложился на людей после жертвоприношений духам. Именно благодаря Святому Патрику кельты были освобождены от суеверий и язычества. Что касается главного атрибута Хэллоуина — головы-тыквы, то изначально она должна была символизировать окончание сбора урожая.
Святой Патрик предложил праздновать 1 ноября День Всех Святых, что позднее одобрила католическая церковь и что сегодня для православного христианина ближе, нежели праздник Хэллоуин.
Что же олицетворяет для нас этот праздник сегодня? На самом деле, немного. Это скорее возможность прикоснуться к миру пугающему, что всегда влекло человека, уверенного, что в любой момент он сможет закрыть книгу/выключить телевизор/проснуться. Однако не все так просто.
Православная церковь убеждена, что когда человек начинает играть с демонами, даже не отдавая себе отчета, он открывает душу для их влияния, сам становится похожим на них.
Так как же объяснить, скажем, детям, которые в Хэллоуине видят возможность весело провести время и напугать сверстников, что праздник является для нас чуждым? Их страсть к переодеваниям можно легко удовлетворить, предложив поучаствовать в исконно русских Святках.
Праздновать двенадцать дней после Рождества Христова церковь начала с древних времён и назвала эти дни Святками. Этимологически это старославянское слово, означающее святые, праздничные дни. Под влиянием христианской церкви Святки стали связываться с рождественскими обрядами и отмечаться по церковному календарю — от Рождества до Крещения — от звезды и до воды.
В это время было принято колядовать, то есть обходить дома с благожелательными песнями, получая за эти от хозяев небольшие подарки и сладости. Считалось, что колядование обеспечивало хозяевам высокие урожаи в поле и огороде, приплод скота и общее благополучие.
Наряжаться в нечисть при этом означало остаться неузнанным темными силами или вообще быть принятым за своего, поскольку смысл праздника изначально в том и состоит — в веровании людей, что именно в это время истончается грань между миром людей и духов.
В заключение можно сказать, что наши Святки — добрые. Было принято желать хозяевам того, чего они сами хотели: молодым девушкам — счастливого замужества, отцам семейств — хорошего урожая, женщинам — благополучия в доме