Dipol FM | 105,6 fm

"Каренин" в драмтеатре - оттепельная драма, поставленная по законам кино

В театре рассказали, как за несколько дней постановка для малой сцены смогла эволюционировать в большой спектакль.

О премьере этой весны «Каренин» (16+) в тюменском драмтеатре его создатель («автор сценария и режиссер, как сказали бы в кино») Роман Габриа говорит, что спектакль этот в какой-то момент начал расширяться, как Вселенная. И поэтому перекочевал с малой сцены на большую. Так, после первой премьеры 28 февраля, «малой», у «Каренина» 12 марта проходит вторая премьера — «большая».

Как отметил деятельно участвующий во всех делах театра его директор Сергей Осинцев, перенос спектакля — непростой процесс. Изменилось пространство, увеличилось расстояние до зрителя, соответственно был доработан свет, за несколько дней созданы дополнительные декорации, а также сцены в спектакле, которых не было в предыдущем варианте. «Каренин» подрос и по времени, появился антракт. Эволюция произошла всего за две недели.

Такая радикальность решений действительно подходит режиссеру кино больше, чем театральному. «Верно подмечено — автор сценария, — сказал Роман в ответ на представление Сергея Осинцева. — Потому что я, конечно, не драматург, пьесы писать не умею. И действительно считаю: литературный источник, который получился, — это сценарий. И когда я приехал в Тюмень, то предложил артистам: давайте делать не спектакль в смысле жанра, а кино. И мы сделали кино — вплоть до монтажных стыков между сценами спектакля и способа существования. Работу с артистами построил так же — распределил роли в соответствии с психофизикой исполнителей, опустив так называемую театральную выделку. Перед сдачей определил для исполнителей: мы развлекаем зрителя не фронтальной подачей, а живем за закрытым стеклом внутри зеркала сцены. Это киносуществование. А микрофоны и прочие технические средства помогли нам сделать так, чтобы артисты не „орали“…»

 — Там сил нет уже орать, — не промедлив доли секунды, пошутил Осинцев.

 — Где-то, может, и надо. К каждому материалу свой подход. Но мне бы хотелось другого. Так как «Каренин» — очень частная и достаточно тонкая история, — объяснил Габриа.

Он объяснил и то, почему вдруг герои известного романа обнаруживаются в 60-х годах XX века, во время так называемой оттепели:

— Сначала мне казалось, что это мелодрама. Так мы и указали в программке. Но сейчас мне кажется, что это драма, причем, социальная. Современных режиссеров часто обвиняют в том, что они берут классику, кидают ее на современную почву, и вот вам спектакль. На самом деле не так. Для всего есть своя логика. Я решил, что конфликты романа Толстого покажутся острее, если их перенести во время, когда люди смогли вдохнуть немного свежего воздуха, в том числе и в культуре. Как раз тогда Хуциев, Данелия в кино стали рассказывать не об ударнике, а о живом человеке, который рефлексирует, остается сложным, непонятным. В общем-то, роман Толстого о столкновении социальных парадигм. Анна как человек будущего, ей уже тесны отжившие формы. А страной все еще руководят достаточно прагматичные коммунисты, каким я сделал Каренина. Он старше жены на 20 лет. Вот оно, столкновение двух поколений. И оттепель — замечательная эпоха, чтобы их разность показать.

По словам режиссера, начиная с весны 2020 года, когда он вел в Тюмени многообещающие кастинги к спектаклю по роману Достоевского «Бесы» (любопытствующие могут посмотреть ролик Большого тюменского театрального телевидения), так и не закончившиеся постановкой спектакля, за время пандемии тема романа Толстого в творчестве Габриа обрела аж два воплощения. По стечению обстоятельств, в то же время спектакль под названием «Каренин» по пьесе Василия Сигарева он поставил в Уссурийске. И собственная пьеса по роману Толстого у Романа уже была. Ее он и предложил в ТБДТ. «Но Тюмень Каренина не просила. Я навязался!» — отшутился режиссер.

При этом и работа по «Бесам» оказалась на пользу. Во-первых, артисты тюменского театра получили редкую возможность проявить себя, не ограничиваясь фактурой и гендером. Так, многие артистки подготовили этюды в мужских образах. Во-вторых, режиссер на основе уже проведенной работы смог выпустить спектакль в Санкт-Петербургском театре «Мастерская», где служит главным режиссером. «Я благодарен тюменскому театру — в процессе начатых репетиций материал был так размят, что можно было уже начать выпуск. И у меня родилась идея о русском дель арте, несуществующем жанре, собранном мной из итальянской комедии масок и русского площадного театра. Премьера по „Бесам“ прошла в октябре прошлого года. Я назвал спектакль „Петруша, сын ли ты мой или нет?“, соединив имя, которое дал своему герою Федор Михайлович, и образ балаганного Петрушки. Благодаря тюменскому театру я сделал еще один спектакль. Так что все разумно сложилось».

Нынешний «Каренин» — уже четвертая постановка Романа Габриа в тюменском драмтеатре. До этого состоялись «Грязнуля», «Господа Головлевы», «Пушкин, Моцарт и Сальери». Труппа хорошо знакома с Романом. В связи с этим режиссер отметил, что ему хотелось предложить тюменским артистам работу, которая не просто поможет создать спектакль, но и позволит им рассмотреть себя с неожиданной точки зрения, получить новый актерский опыт.

Еще одной задачей в этот раз было создать спектакль в большей степени визуальный, чем литературный. Поэтому, как ни странно, выиграют зрители, которые будут сидеть дальше от сцены и смогут смотреть на «Каренина» более широким взглядом. «Как за рулем», — сравнил автор. И призвал не бояться нового прочтения и переноса действия романа во времени: «Это лишь эстетическое решение. Но я современный человек, современный режиссер и разговариваю про сегодня».

Сергей Осинцев напоследок напутствовал зрителей: «Скажу, как и перед наделавшей шуму премьерой „Ричарда III“, попробуйте отключить голову, включить сердце и смотреть непредвзято!»

 — Я не знаю, как именно вы собираетесь отключать головы… — улыбнулся Габриа.

 — В прошлый раз получилось! — парировал Сергей Осинцев, и все захохотали.

 — Когда приходят с включенной головой, то приходят за какими-то ответами на вопросы, которые ставит Толстой и мы с ним, — уже серьезно добавил Роман Габриа. — Честно скажу: у нас ответов нет. Есть только размышления на тему. Но, мне кажется, и не должно быть никаких ответов. Ведь… как мы можем их знать?

Получить новые вопросы взамен заданных тюменцы смогут прямо сейчас, если они в момент выхода публикации находятся в зрительном зале театра, где начался премьерный показ спектакля, а еще в ближайшие дни — 13 и 14 марта. Билеты есть.

Фото: tdt.kto72.ru

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Красноярске продлили режим неблагоприятных метеорологических условий
В Красноярске продлили режим неблагоприятных метеорологических условий
Веденные в связи с загрязнением воздуха ограничения будут действовать до конца недели.
#экология
#НМУ
#Красноярск
#новости Тюмени
#тк
В Тюмени презентуют сборник произведений Константина Лагунова
В Тюмени презентуют сборник произведений Константина Лагунова
Книга издана в Тюменском доме печати при финансовой поддержке правительства Тюменской области к вековому юбилею писателя.
#Константин Лагунов
#писатель
#юбилей
#библиотека Менделеева
#сборник
#новости Тюмени
#тк
Студент из Тюменской области вошел в число победителей Всероссийского проекта «Твой Ход»
Студент из Тюменской области вошел в число победителей Всероссийского проекта «Твой Ход»
Награждение победителей четвертого сезона студенческого проекта прошло в Москве в Национальном центре «Россия».
#студенты
#Росмолодежь
#конкурс
#новости Тюмени
#ТИУ
#тк
Сеть АЗС «Газпромнефть» удваивает бонусы при покупке кофе
Сеть АЗС «Газпромнефть» удваивает бонусы при покупке кофе
Россияне любят брать кофе на заправках, особенно в холодный сезон.
#кофе
#акция
#бонусы
#АЗС
#Газпром нефть
Два северянина погибли в ДТП на трассе Тюмень –Ханты-Мансийск
Два северянина погибли в ДТП на трассе Тюмень –Ханты-Мансийск
Трагедия произошла на 425-м километре автодороги в Уватском районе.  
#ДТП
#трасса
#ГАИ
#новости Тюмени
#тк