Dipol FM | 105,6 fm

"Каренин" в драмтеатре - оттепельная драма, поставленная по законам кино

В театре рассказали, как за несколько дней постановка для малой сцены смогла эволюционировать в большой спектакль.

О премьере этой весны «Каренин» (16+) в тюменском драмтеатре его создатель («автор сценария и режиссер, как сказали бы в кино») Роман Габриа говорит, что спектакль этот в какой-то момент начал расширяться, как Вселенная. И поэтому перекочевал с малой сцены на большую. Так, после первой премьеры 28 февраля, «малой», у «Каренина» 12 марта проходит вторая премьера — «большая».

Как отметил деятельно участвующий во всех делах театра его директор Сергей Осинцев, перенос спектакля — непростой процесс. Изменилось пространство, увеличилось расстояние до зрителя, соответственно был доработан свет, за несколько дней созданы дополнительные декорации, а также сцены в спектакле, которых не было в предыдущем варианте. «Каренин» подрос и по времени, появился антракт. Эволюция произошла всего за две недели.

Такая радикальность решений действительно подходит режиссеру кино больше, чем театральному. «Верно подмечено — автор сценария, — сказал Роман в ответ на представление Сергея Осинцева. — Потому что я, конечно, не драматург, пьесы писать не умею. И действительно считаю: литературный источник, который получился, — это сценарий. И когда я приехал в Тюмень, то предложил артистам: давайте делать не спектакль в смысле жанра, а кино. И мы сделали кино — вплоть до монтажных стыков между сценами спектакля и способа существования. Работу с артистами построил так же — распределил роли в соответствии с психофизикой исполнителей, опустив так называемую театральную выделку. Перед сдачей определил для исполнителей: мы развлекаем зрителя не фронтальной подачей, а живем за закрытым стеклом внутри зеркала сцены. Это киносуществование. А микрофоны и прочие технические средства помогли нам сделать так, чтобы артисты не „орали“…»

 — Там сил нет уже орать, — не промедлив доли секунды, пошутил Осинцев.

 — Где-то, может, и надо. К каждому материалу свой подход. Но мне бы хотелось другого. Так как «Каренин» — очень частная и достаточно тонкая история, — объяснил Габриа.

Он объяснил и то, почему вдруг герои известного романа обнаруживаются в 60-х годах XX века, во время так называемой оттепели:

— Сначала мне казалось, что это мелодрама. Так мы и указали в программке. Но сейчас мне кажется, что это драма, причем, социальная. Современных режиссеров часто обвиняют в том, что они берут классику, кидают ее на современную почву, и вот вам спектакль. На самом деле не так. Для всего есть своя логика. Я решил, что конфликты романа Толстого покажутся острее, если их перенести во время, когда люди смогли вдохнуть немного свежего воздуха, в том числе и в культуре. Как раз тогда Хуциев, Данелия в кино стали рассказывать не об ударнике, а о живом человеке, который рефлексирует, остается сложным, непонятным. В общем-то, роман Толстого о столкновении социальных парадигм. Анна как человек будущего, ей уже тесны отжившие формы. А страной все еще руководят достаточно прагматичные коммунисты, каким я сделал Каренина. Он старше жены на 20 лет. Вот оно, столкновение двух поколений. И оттепель — замечательная эпоха, чтобы их разность показать.

По словам режиссера, начиная с весны 2020 года, когда он вел в Тюмени многообещающие кастинги к спектаклю по роману Достоевского «Бесы» (любопытствующие могут посмотреть ролик Большого тюменского театрального телевидения), так и не закончившиеся постановкой спектакля, за время пандемии тема романа Толстого в творчестве Габриа обрела аж два воплощения. По стечению обстоятельств, в то же время спектакль под названием «Каренин» по пьесе Василия Сигарева он поставил в Уссурийске. И собственная пьеса по роману Толстого у Романа уже была. Ее он и предложил в ТБДТ. «Но Тюмень Каренина не просила. Я навязался!» — отшутился режиссер.

При этом и работа по «Бесам» оказалась на пользу. Во-первых, артисты тюменского театра получили редкую возможность проявить себя, не ограничиваясь фактурой и гендером. Так, многие артистки подготовили этюды в мужских образах. Во-вторых, режиссер на основе уже проведенной работы смог выпустить спектакль в Санкт-Петербургском театре «Мастерская», где служит главным режиссером. «Я благодарен тюменскому театру — в процессе начатых репетиций материал был так размят, что можно было уже начать выпуск. И у меня родилась идея о русском дель арте, несуществующем жанре, собранном мной из итальянской комедии масок и русского площадного театра. Премьера по „Бесам“ прошла в октябре прошлого года. Я назвал спектакль „Петруша, сын ли ты мой или нет?“, соединив имя, которое дал своему герою Федор Михайлович, и образ балаганного Петрушки. Благодаря тюменскому театру я сделал еще один спектакль. Так что все разумно сложилось».

Нынешний «Каренин» — уже четвертая постановка Романа Габриа в тюменском драмтеатре. До этого состоялись «Грязнуля», «Господа Головлевы», «Пушкин, Моцарт и Сальери». Труппа хорошо знакома с Романом. В связи с этим режиссер отметил, что ему хотелось предложить тюменским артистам работу, которая не просто поможет создать спектакль, но и позволит им рассмотреть себя с неожиданной точки зрения, получить новый актерский опыт.

Еще одной задачей в этот раз было создать спектакль в большей степени визуальный, чем литературный. Поэтому, как ни странно, выиграют зрители, которые будут сидеть дальше от сцены и смогут смотреть на «Каренина» более широким взглядом. «Как за рулем», — сравнил автор. И призвал не бояться нового прочтения и переноса действия романа во времени: «Это лишь эстетическое решение. Но я современный человек, современный режиссер и разговариваю про сегодня».

Сергей Осинцев напоследок напутствовал зрителей: «Скажу, как и перед наделавшей шуму премьерой „Ричарда III“, попробуйте отключить голову, включить сердце и смотреть непредвзято!»

 — Я не знаю, как именно вы собираетесь отключать головы… — улыбнулся Габриа.

 — В прошлый раз получилось! — парировал Сергей Осинцев, и все захохотали.

 — Когда приходят с включенной головой, то приходят за какими-то ответами на вопросы, которые ставит Толстой и мы с ним, — уже серьезно добавил Роман Габриа. — Честно скажу: у нас ответов нет. Есть только размышления на тему. Но, мне кажется, и не должно быть никаких ответов. Ведь… как мы можем их знать?

Получить новые вопросы взамен заданных тюменцы смогут прямо сейчас, если они в момент выхода публикации находятся в зрительном зале театра, где начался премьерный показ спектакля, а еще в ближайшие дни — 13 и 14 марта. Билеты есть.

Фото: tdt.kto72.ru

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Сообщение об истязаниях детей в частном детсаду Тюмени проверит следком
Сообщение об истязаниях детей в частном детсаду Тюмени проверит следком
Действиям сотрудников дадут правовую оценку.
#Следственный комитет
#Тюмень
#проверка
#детский сад
#дети
#тк
Береговую линию на Малой Оби освободят от бесхозных лодочных сараев
Береговую линию на Малой Оби освободят от бесхозных лодочных сараев
Владельцам предстоит подтвердить свои права.
#ЯНАО
#имущество
#благоустройство
#река
#тк
Пропавших 10 ноября северян нашли ... в чуме
Пропавших 10 ноября северян нашли ... в чуме
Их искали с 12 ноября.
#пропавшие
#поиски
#ЯНАО
#тк
Жителю Тюменской области пришлось доказывать в суде, что он не мертв
Жителю Тюменской области пришлось доказывать в суде, что он не мертв
С момента признания его умершим прошло 7 лет.
#суд
#пенсия
#Тюменская область
#тк
Никита Михалков прогулялся по Тобольску
Никита Михалков прогулялся по Тобольску
Он прибыл в регион со спектаклем в рамках программы "Большие гастроли".
#Никита Михалков
#Александр Моор
#Тюменская область
#гастроли
#Тюмень
#Тобольск
#губернатор
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять