Более двух веков они отливали колокола для храмов Сибири.
Продолжаем готовиться к викторине праздника «Тюменская осень». Новый выпуск нашей краеведческой рубрики «Готовимся к Тюменской осени» посвящен тюменским купцам Гилёвым.
Радостно звенели гилёвские колокольчики на мчащихся по Сибирскому тракту тройках. А в 1905 году на Всемирной выставке в Брюсселе тюменские колокола получили высшую награду. Но не только этим были известны тюменские купцы. Гилёвы создали в центре города уютный сад, куда для отдыха стекалась почтенная публика, а их дома служили украшением улицы Царской. Где в современной Тюмени искать следы Гилёвых, и можно ли еще услышать малиновый звон их колокольчиков? Расскажем по порядку.
«Динь-динь-динь — колокольчик звенит»
«Что Валдай для России, то Тюмень для Сибири — мать всех колокольцев, — писал историк XIX века Ипполит Завалишин. — Здесь на каждую почтовую дугу привязывают по два колокольца, всегда подобранных в тон, и поют они согласно свою неумолчную песню».
Гилёвский колокольчик «Лит в Тюмени», 1890 г.
Через Тюмень проходил Сибирский тракт, колокольчики были непременным атрибутом русской тройки. И только в Тюмени для всей огромной Сибири выпускались эти популярные в народе изделия. Самый ранний датированный колокольчик Тюмени 1807 года изготовил Василий Гилёв.
В 1820-м Поликарп Гилёв основал мастерскую по литью колоколов и колокольчиков, трудились там наемные мастера. Но во второй половине XIX века пароходство и железная дорога стали вытеснять ямщиков, а после и вовсе смолк звон их колокольчиков.
«Глашатаи общественного богослужения»
Но колокольный промысел оставался востребованным. Ни один храм не может быть без колоколов — «глашатаев общественного богослужения».
Лить колокола — дело богоугодное, тут мастерство, вера, душа и талант требуются. Конечно, не стоит забывать и о финансовой составляющей. Тюменские мастера Гилёвы выбились в купцы, заработали капитал.
«Родоначальником династии считается Иван Иванович Гилёв. По переписи прихожан тюменских церквей в приходе Ильинской церкви в 1806 году значится купец Иван Иванов Гилёв 53 лет. Было у купца три сына: Иван (1782 г. рождения), Василий (1784 г.) и Григорий (1790 г.). На 1825 год средним сыном Василием Ивановичем Гилёвым был объявлен капитал по 3-й гильдии в сумме в 8010 рублей. Его братья Иван и Григорий Гилёвы, не объявив своего капитала, считались тюменскими мещанами. Они занимались колокольным делом, в котором им помогали с малых лет и дети», — сообщает краевед Сергей Кубочкин.
«В 1827 году в деревне Букино (возле Гилёвской рощи) начал действовать завод по литью больших колоколов. Во второй половине XIX века им владели Татьяна, Константин и Семён Гилёвы (на заводе было 7 рабочих), а к концу века и началу следующего столетия — „Торговый дом Гилёва П. И.“ (количество рабочих возросло до 25), причем его основатель Петр Иванович Гилёв приходится внуком Поликарпу Гилёву. На Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге 1887 года изделия этого торгового дома заслужили почетный отзыв Уральского общества любителей естествознания», — пишет известный в России ученый и коллекционер колокольчиков Анатолий Ганулич.
Петр Иванович снискал к себе большое почтение. Он жертвовал деньги сиротам, беднякам, помогал в ремонте храмов, строительстве Общественного банка. Ему довелось поработать экономом в городской больнице. Насмотревшись на хворых, он стал участвовать в комиссии по принятию санитарных мер в охранении народного здравия. За многолетнее служение в интересах города получил медаль «За усердие» на Анненской ленте.
Летом 1892 года в Тюмени свирепствовала холера, она и погубила Петра Ивановича, не смог он усидеть дома, чтоб сберечься от этой заразы. Похоронили его на Текутьевском кладбище.
Продолжили дело отца Константин и Семён.
Заслуженные награды
В 1901 году их фирма «Торговый дом П. И. Гилёва. Сыновья» получила Высочайшую благодарность за отливку 9 тыс. пудов колоколов для храмов, которые строились вдоль Сибирской железной дороги.
В 1905 году на Всемирной выставке в Брюсселе братья Гилёвы представили свои колокола. Устроители выставки отметили высокое качество продукции, а «малиновый звон» поразил всех слушателей. Результат — тюменцы получили высшую награду — Большую золотую медаль и крест бельгийского короля Густава V.
Кстати, почему красивое звучание колоколов называют малиновым? Бельгийский город Мехелен по-французски именуют Малин (Malines), знаменит он своим колокольным литьем. По легенде, в 1717 году Петр I услышал чудный звон колоколов на сторожевой башне (то пел необычный музыкальный инструмент — карильон). Восхищенный царь воскликнул: «Да, малиновый звон!..» При этом известно, что в 1720 году Петр I заказал в Голландии первый карильон с 35 колоколами. Стоил он баснословно дорого — 45 тыс. рублей. Возможно, эту давнюю историю Гилёвы узнали от устроителей выставки.
В 1907 году Семён и Константин стали призерами на Всероссийской промышленной выставке в Ростове-на-Дону.
Братья владели еще клееваренным, мыловаренным, свечным заводами в Букино. Выпускали продукцию, необходимую тюменцам. Позже промышленники стали соучредителями чугунолитейного и владельцами парового кирпичного заводов. По примеру отца занимались общественной деятельностью и благотворительностью, оба выбирались гласными в городскую думу. Семён участвовал в комиссии по разработке проекта сквера на Александровской площади. К этой затее Гилёвы были неравнодушны.
Дома на Царской
На углу Царской и Подаруевской (нынешние улицы Республики и Семакова) находилась усадьба их дяди Сергея Григорьевича Гилёва. Он тоже был фигурой видной. Словесный судья, купец 1-й гильдии, директор Общественного банка, гласный городской думы, благотворитель. В 1895 году дядя ушел в мир иной, Константину и Семёну перешли накопленные капиталы, дома, имущество.
Улица Царская, конец XIX века. В центре – дом купца Брюханова, напротив – особняк Гилёвых, виднеется их сад, который доходил до Александровской площади. Художник В. Воробьев. (сувенирная открытка)
В дядюшкином доме на углу Царской арендовал помещения под свою типографию музыкант-издатель Алексей Афромеев. Возле самого особняка рос сад, который в летнее время сдавался в наем за 800 рублей Клубу приказчиков. С 7 часов вечера ежедневно там бывали гулянья. Играл духовой оркестр под управлением капельмейстера Бейна. На территории сада имелся буфет, по праздникам устраивались фейерверки и маскарады.
На Царской находился и еще один дом братьев Гилёвых. Особняк был двухэтажным, сложен из красного кирпича, обладал богатым декором, напоминал каменный терем.
Дом на улице Республики, 15-17, левый корпус здания принадлежал Павле Воробейчиковой (Гилёвой).
А их сестра Павла (в замужестве Воробейчикова) на Царской в собственном доме имела магазин, где наряду со всякой обувью продавала собственного изготовления валенки. Павла Петровна владела пимокатным заводом.
После революции 1917-го ей с детьми пришлось покинуть Тюмень, оставив нажитое.
Память
В каменном тереме Гилёвых в советское время размещался знаменитый ресторан «Сибирь». На его месте теперь высится здание с известным всем магазином «Океан». Другой особняк снесли в конце 1960-х годов при строительстве главного корпуса пединститута (ТюмГУ). Гилёвский сад позже был объединен с посадками на Александровской площади. К нашему времени не сохранился.
Дому Павлы Гилёвой (Воробейчиковой) повезло, он получил известность благодаря находившейся в нем школе №1 (ныне ул. Республики, 15-17).
Что стало с заводами? На карте Тюмени 1885 года обозначен колокольный завод Гилёва. Располагался он по правую руку от Всехсвятского кладбища. Территория некрополя ныне застроена жилыми домами. Примерно в районе нынешней ул. Осипенко изготовляли в старину колокола.
Гилёвская роща в год 435-летия Тюмени стала площадкой фестиваля колокольного звона. Тогда с уникальным тюменским звучанием горожан знакомили специалисты Сибирского центра колокольного искусства Новосибирской митрополии. В свое время им удалось собрать более 90 гилёвских колоколов!
Еще один удивительный факт. В апреле 1992 года благодаря настойчивости и смекалке настоятеля Знаменского собора о. Валерия (Гордеева) в Тюмень были доставлены четыре гилёвские реликвии, служившие в свое время на Дальневосточных маяках в воинских частях. Теперь два колокола — на звоннице собора, еще два — в Тобольске.
Замечательные слова выбиты на одном из них: «Благовествуй Земле радость велию».
Источники:
А. К. Ганулич «Слышен звон бубенцов издалека…», 1990 г.
С. Н. Кубочкин «Тычковка, Сараи, Потаскуй», 2002 г.
В. Е. Копылов «Окрик памяти», 2001 г.
Владимир Лысов «Чудо, которое рядом», 2012 г.
В. А. Ефремов «Сибирский тракт, ямщик и колокольчик» (тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции «Словцовские чтения-95»), 1996 г.
Н. Л. Антуфьева «Под защитой святого образа», 2017 г.
«Юркин кондуит», составитель Юрий Зотин, 2009 г.
Материалы выставки «Мы вовсе не тени безмолвные».