Учителя или родители - кто должен помочь подростку в решении школьных конфликтов?
_Кто виноват в том, что подростки дерутся в школе? Кто отвечает за их воспитание? Как преодолеть непонимание между родителями и учителями? Как предотвратить межличностные конфликты? На эти и другие вопросы попытались ответить участники круглого стола «Межличностные конфликты в школе. Проблемы и пути их решения», состоявшегося в пресс-центре ИГ «Вслух.ру» 8 апреля._
Поводом для непростой дискуссии стал недавний конфликт в 33-й школе, где две ученицы избили свою одноклассницу. В результате пострадавшая оказалась в больнице. Как рассказала начальник ПДН УМВД Тюмени Алина Князева, инцидент произошел 16 марта. В полиции о нем узнали, когда в ОКБ № 2 обратилась избитая школьница. Ей поставили предварительный диагноз: сотрясение головного мозга и черепно-мозговая травма. В таких случаях врачи сразу информируют правоохранительные органы.
Что произошло в 33-й школе
Все началось с того, что одна из подозреваемых, одноклассница потерпевшей, подошла к ней на перемене и сдернула юбку. Позже школьница так и не смогла объяснить свои действия. «Девочка обратилась к социальному педагогу, чтобы урегулировать конфликт, — пояснила Алина Князева. — Социальный педагог пригласила для разговора всех трех школьниц и позвонила матери потерпевшей, чтобы та забрала ребенка из школы. Однако мать не пришла. И затем, уже после беседы с социальным педагогом, одноклассницы напали на жертву. Правильно поступил школьный охранник, он сразу отреагировал и остановил избиение».
Как оказалось, девочки раньше дружили и даже ходили друг к другу в гости. По словам присутствовавшей на круглом столе директора школ № 83/33 Светланы Мальцевой, поводом для нападения могло стать оскорбление в соцсетях со стороны пострадавшей.
«Безусловно, школа осознает свою ответственность за случившееся, но ситуация действительно была очень сложная, — отметила Светлана Мальцева. — Пострадавшая школьница неделями не общалась с мамой, ночевала у друзей, в их семье был жесточайший конфликт, очень долго они не могли найти общий язык. И этот случай помог им снова сблизиться. Об этом девочка рассказала на примирительной встрече со своими обидчицами и их родителями».
Кстати, потерпевшую трудно назвать белой вороной. По словам директора, ученица очень способная, занимается гиревым спортом. Увлечена спортом и одна из обидчиц, по отзывам Светланы Мальцевой, она тоже неплохой ребенок, который мог просто оступиться по недосмотру взрослых.
Уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Андрей Степанов уверен, что за каждой детской бедой стоят именно взрослые. «Сегодня детям не хватает доверия, — пояснил он. — Когда я присутствовал на встрече митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия с учащимися школы № 44, меня удивило, что старшеклассники так и не смогли найти в школе никого, кому можно довериться и спросить о самом сокровенном. Страшно и то, что даже дома ребенок не может об этом спросить, потому что нет доверительных отношений с родителями».
Подробный психологический портрет типичного ребенка-агрессора нарисовала детский психолог Александра Гира. По ее мнению, подростки, склонные к агрессии, чаще всего являются жертвами жесткого обращение в семье. «Такие дети, как правило, вырастают в среде, где кулак все доступно и понятно объясняет, — считает психолог. — Дети не могут ответить родителям, потому что их мнение в семье ничего не значит. Поэтому они вымещают свою злость на тех, кто слабее и не может дать отпор».
Агрессивными бывают также подростки, которые остаются без родительского внимания, добавила психолог. Такие дети встречаются и в благополучных семьях, где все, казалось бы, хорошо, только родители постоянно заняты работой. А их дети не останавливаются ни перед чем, чтобы привлечь внимание родителей.
В свою очередь Алина Князева добавила, что все три участницы конфликта воспитываются в неполных семьях, без отцов. При этом, общаясь с родителями еще до конфликта, социальный педагог предлагал им услуги психолога, но получил отказ. Получается, родителей предупреждали, но они не отнеслись к этому всерьез.
Председателя общественного совета при УМВД Тюменской области Александра Петрушина больше всего возмутило, что ребенка избили прямо в учебном заведении. «Школа в сознании детей перестала быть святым местом, — пояснил он. — Я с горечью это констатирую как бывший учитель. Ведь территория школы — это последний рубеж обороны, дальше отступать уже некуда».
Кстати, судьба провинившихся девочек уже решена — уголовное преследование им не грозит. Старший помощник прокурора Тюменской области по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Екатерина Тютюник пояснила, что девочки совершили общественно опасное деяние, но их действия не подпадают под уголовную статью.
«Слушайте воздух»
От случая в 33-й школе участники круглого стола перешли к обсуждению проблемы в целом. Ведь совершенно ясно, что эта драка — не единственная, и нужно понять, кто и каким образом должен предотвращать межличностные конфликты в школах: классный руководитель, социальный педагог, психолог, директор школы или родители.
Председатель Тюменского областного родительского комитета Андрей Добрынин согласился с теми, кто ругает систему образования за недостаточное внимание к воспитанию детей. Примеров много. Был случай, когда родители просили общественную организацию вмешаться в дела школы, чтобы «поставить на место второклассника». Получается, если в школе не могут найти управу на восьмилетнего мальчугана, который уже порядком надоел не только детям, но и их родителям, то что говорить о 16-летних хулиганах! Им, наверное, в школах вообще боятся замечания делать, возмущается Андрей Добрынин. Может быть, уже пора начинать завинчивать гайки?
Тем не менее позиция представителей образования и правоохранительных органов остается непоколебимой: школа — не карательный орган. К примеру, ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования Ольга Ройтблат заметила, что ситуация, когда второклассника таскают к директору, вообще абсурдна. «Сегодня его к директору повели, завтра — к прокурору, а послезавтра куда? — задается она вопросом. — Не стоит забывать, что у нас большое количество детей с заболеваниями, о которых мы не знаем. Кому-то нужен просто психолог, кому-то — медиатор. Это направление как раз развивает наш институт. Я уверена, что к каждому ребенку специалисты могут найти индивидуальный подход».
По мнению Ольги Ройтблат, отчитать перед всеми ребенка, а заодно и его маму, не так уж и трудно. При этом ребенок испытывает унижение, и когда на следующий день приходит в школу, он ненавидит всех. Совершенно ясно, что такая профилактика не работает. Да и психолог не поможет. Предотвратить конфликт способен только хороший классный руководитель, который все видит и слышит.
По словам Екатерины Тютюник, родители нередко жалуются в прокуратуру и требуют убрать из их класса «этого ребенка», потому что он всем мешает, всех терроризирует. Очевидно, те, кто пишет письма в прокуратуру, надеются, что горе-ученика, который мешает всем остальным, отправят в спецшколу. А зря. Решение о направлении в спецшколу принимается судом с обязательным участием прокуратуры. При этом спецучреждение для ребенка — не наказание, а шанс избежать реального тюремного срока, шанс вырвать его из преступной среды. «Поведение детей, которые живут в нормальных семьях, должно корректироваться обществом — их родителями и неравнодушными педагогами», — уверена Екатерина Тютюник.
С теми же, кто говорит, что раньше в школах не было такой агрессии от детей, как сейчас, готов поспорить Андрей Степанов. По его мнению, если сравнивать сегодняшние школьные дни с советскими временами, то сейчас таких проявлений стало гораздо меньше, потому что в целом люди стали гуманнее. Андрей Степанов также считает, что спецшколы — это не выход. «Единственный способ — продолжать воспитывать родителей, педагогическую общественность и, конечно, детей, — уверен детский омбудсмен. — Альтернативы нет».
Вот уже 14 лет директор школы № 70 Лидия Русакова говорит своим классным руководителям: «Слушайте воздух, слушайте воздух». Ее школа считается одной из лучших, на нее равняются и берут пример руководители других учебных заведений. «Слова, фразы детей — на них всегда нужно обращать внимание», — уверена она. Для предотвращения конфликтов между учениками в школе на этажах дежурят педагоги с психологическим образованием, созданы советы профилактики и примирения.
«Если случается конфликт, нужно понимать, что разбирать его при всех в школе — это нарушение прав ребенка, — пояснила Лидия Русакова. — Знаете, что лучше всего работает? Когда что-то случается, я усаживаю у себя в кабинете всех участников конфликта и их родителей. При закрытых дверях мы говорим о том, кто и что совершил, и приходим к согласию. Что касается общественного порицания, то есть случаи, которые лучше не афишировать, а если рассказывать, то не называя имен. После каждого инцидента я провожу собрания по параллелям и рассказываю детям о том, что у нас произошло ЧП. Девочки как-то решили проверить, как в школе работает пожарная сигнализация, и подожгли бумагу. К счастью, до пожара не дошло. Я показываю всем остальным безнравственность этого поступка, который мог закончиться очень печально. Четыре раза в год провожу общешкольные родительские собрания, встречаюсь со всеми родителями. Уверена, что в первую очередь работать надо именно с ними».
Цените критиков
Председатель общественной организации «За безопасное детство» Андрей Крамарский поднял еще одну тему — родители и учителя, по сути, говорят на разных языках. Он попросил совета у опытных директоров школ: как стереть грань непонимания между ними? Эту грань можно увидеть в соцсетях после каждого резонансного случая — школа винит родителей, родители — школу.
Лидия Русакова признала, что проблема существует. «Действительно, нам нужно переходить к диалогу с родителями, — отметила она. — Главными в общении с ними должны стать классные руководители, все в их руках. Первое, что я сделала, как только начала работать в школе, запретила учителям кричать на детей. В свое время уволила всех, кто повышал голос на ребенка. Потом провела много собраний с родителями, чтобы убедить и их не кричать на своих детей, потому что агрессия передается детям».
В свою очередь Ольга Ройтблат посоветовала директорам не бояться тех, кто все время жалуется и указывает на недостатки. Именно такие родители на самом деле являются настоящими союзниками.
Урок в тюрьме
На основе опыта Ольга Ройтблат также дала совет учителям и родителям, как быть с детьми, которых становится трудно воспитывать: «С детьми нужно говорить как можно чаще, их не надо постоянно воспитывать, ругать, их надо слышать, принимать такими, какие они есть, а как раз этого мы делать и не умеем. Я вспоминаю школу в районе Маяка, где у нас было много проблемных детей, с родителями очень сложно общались. Мы посадили детей в автобус и повезли их в тобольскую тюрьму. Мне тогда говорили, что это было непедагогично, что я травмировала психику детей. Тем не менее после экскурсии на много лет у меня снялись все проблемы с дисциплиной, потому что мы показали детям перспективу — что может быть, если не поймешь и не остановишься. До сих пор уверена в том, что правильно поступила. Какими бы непутевыми ни были родители ребенка, все равно мы должны верить в него. Уверена, что дети должны ошибаться, а где еще им ошибаться, если не в школе?»
Крик души
Чем дольше шло обсуждение, тем эмоциональнее становились высказывания выступающих. Ведь все были заинтерсованы в том, чтобы не просто поговорить, а прийти к определенным выводам. По мнению детского психолога, прежде чем что-то требовать друг от друга, и родители, и педагоги должны четко определить свои задачи по отношению к детям. Тогда и не будет взаимных обвинений в случае, когда в школе происходит какой-то инцидент. К счастью, ученики редко попадают из школы в больницу с черепно-мозговой травмой. Чаще всего дети получают психологические травмы, подвергаясь давлению, унижению со стороны агрессивно настроенных подростков. А это еще опаснее.
«Каждую неделю мне приходится общаться с детьми, у которых изрезаны руки, потому что они не умеют справляться с давлением в классе, — эти слова Александры Гира прозвучали, как крик души. — У таких детей нет поддержки со стороны родителей, нет поддержки со стороны сверстников, нет понимания того, насколько все это далеко зашло, и у педагогов. Таких случаев действительно много. Поэтому задача школы, учителей, родителей стоит в том, чтобы не только успокоить агрессивных детей, но и обращать пристальное внимание на тех, кто становится грушей для битья».
Ольга Ройтблат высказалась за то, чтобы обучить руководителей школ, учителей и родителей элементарным основам профилактики межличностных конфликтов, и обучать нужно на конкретных примерах. А Лидия Русакова предложила проводить в начале учебного года в школах тренинги для родителей. Такой опыт у них уже есть, им можно воспользоваться. А скорее даже нужно. Ведь ничего не мешает тиражировать положительный опыт во все школы. В этой связи Андрей Степанов заметил, что как бы ни ругали объединение школ, оно пойдет только на пользу, потому что укрупненные учебные заведения под свою опеку берут опытные руководители.