Dipol FM | 105,6 fm
Max banner

Как работает альтернативное образование в Тюмени?

Специалисты в области семейного образования и родители рассказали «Вслух.ру», как учатся дети, которые не ходят в школу.

_Семейное образование (СО) в России пользуется популярностью. Так, за девять лет количество таких учеников выросло почти в 10 раз — до 100 тыс. человек. За все это время сфера «обросла» удобными интернет-школами, частными образовательными центрами и специалистами в области семейной педагогики. Однако несмотря на право каждого получать образование вне школы, традиционные учебные заведения неохотно аттестовывают «семейников»._

Специалисты в области семейного образования и родители рассказали «Вслух.ру», почему мамы все чаще стараются перевести своих детей на СО и с какими трудностями они сталкиваются при альтернативном обучении.

Марина Солотова, консультант по семейной педагогике

— От хорошей жизни на СО никто не уходит. Современная система образования делает все, чтобы детей, обучающихся вне школ, было больше и больше.

Причин оттока несколько. Во-первых, современная школа сегодня не учит. И даже не готовит к ЕГЭ на должном уровне. Как следствие, растет популярность и загрузка у репетиторов на год вперед. Во-вторых, бесконечно меняются образовательные программы, отменяются старые, никто не спрашивает мнения нас как родителей, когда вносят изменения.

Третья причина — проблемы со здоровьем. По новым правила в обычных классах будут учиться дети с отклонениями в развитии. Да, по специальной программе, но в обычном классе на 30 учеников, от которых неизвестно чего ожидать, с учителем, который никогда не работал с такими детьми. Поэтому для сохранения жизни и здоровья родители переводят таких детей на семейное образование.

На семейном же обучении этих проблем нет. И организовать учебный процесс несложно. В Интернете много онлайн-школ и видеолекций по общеобразовательным предметам, есть возможность учиться с педагогом по скайпу, нанимать при необходимости репетиторов и т. д.

Как работает альтернативное образование в Тюмени?

При этом время, которое уходит на освоение одной темы, сокращается. Вместо пяти или шести учебных часов школьник потратит на нее два-три часа дома и полностью усвоит материал, закрепит его и перейдет к следующей теме, а не будет слушать, как одноклассники мучительно пытаются что-то понять. В старших классах это особенно важно, потому что у такого ребенка останется больше времени на свои хобби.

ЕГЭ такие дети сдают не хуже обычных школьников. В этом году среди моих выпускников есть мальчик в Тюмени — на семейном образовании с девятого класса, который наравне со всеми остальными поступил в вуз и при этом не тратил по восемь часов в день, чтобы ходить в школу.

Однако возникают проблемы с аттестацией. Школы как правило неохотно экзаменуют детей на семейном обучении. По объективным причинам, а не из вредности. Для школьных педагогов это сверхурочная нагрузка. Я, допустим, привожу ребенка на аттестацию в ближайшую школу. И перед директором сразу встает вопрос: а кто будет этим заниматься, в какое время, на каких условиях и кто эту работу оплатит. Если есть возможность договориться, то ребенка аттестовывают. Если нет — родители ищут другую школу.

Поэтому большинство родителей, и тюменских в том числе, выбирают дистанционную аттестацию. Либо в Москве, либо в Питере. Там есть частные школы, которые давно сориентировались в проблеме и предоставляют подобные платные услуги.

Рекомендую ли я переходить на эту форму обучения? Не всем. Очень неплохие результаты показывают старшеклассники. То есть дети, которые принимают решение осознанно и сами. Те, кто знает порой больше учителя и не хочет тратить время на нудятину в виде устного опроса и самостоятельных работ. Те, кто тратит освободившиеся несколько часов в день на полезные занятия.

Анна Морозова, родитель

— Моему сыну 13 лет, он на СО, перешел в шестой класс. Мы сдаем аттестацию в 81-м лицее вот уже два учебных года, за что огромное спасибо директору лицея Елене Вячеславовне Лобовской. Тьфу-тьфу-тьфу, проблем или каких-то конфликтных ситуаций нет. А вот в начальной школе пришлось пройти все круги ада.

В первом классе у нас возникли трудности с усвоением школьной программы и социализацией. Тогда у меня впервые возникло желание перевести ребенка на семейное образование. Но мы в семье решили, что ребенок еще не готов к школе и пошли второй раз в первый класс, но в другую школу. Там еще год проучились, но он постоянно болел и находился дома. В третьем классе опять поменяли школу: в ней сын проучился 1,5 месяца и попал в больницу с неврологией.

После этого мы потратили почти год чтобы попасть на домашнее обучение (когда ребёнок числится в школе, но по состоянию здоровья не может ходить на занятия, учителя приходят к нему на дом — Прим. ред.), но безрезультатно: оснований для домашнего обучения у нас не нашли. В четвертом классе проучились уже полностью на СО и аттестацию проходили в 81-м лицее. Ребенку на СО сейчас лучше всего.

Основные предметы он проходит на площадке «Домашней школы», иностранные языки — немецкий и английский — он учит с репетитором: ходит на занятия дважды в неделю. Русским языком и литературой занимается по учебникам. Иногда сестра старшая контролирует, иногда я. В общем обучение обходится нам в 10 тыс. рублей.

В итоге уроки у него занимают часа два в день, перед аттестацией, которая проходит в декабре и в мае, — часа по три-четыре. Итоги аттестации за пятый класс — две тройки, две пятерки, остальные четверки. Лицей нормально относится к аттестации тех, кто на СО. Но боюсь, что в других школах у нас были бы проблемы.

Екатерина Бурлицкая, руководитель центра альтернативного образования «Марс-2030»

— Мы работаем в Тюмени уже не первый год. У нас три основных направления: это «предшкола» — подготовительные курсы для дошкольников от четырех до шести лет, «школа для родителей и педагогов» — семинары, тренинги и мастер-классы по педагогике. И, собственно «парк-школа» — для тех, кто на семейном образовании. Ее мы запустили в этом году первыми в Тюмени.

Собственно, по закону в России предусмотрены только две формы образования: в школе и вне ее. Во втором случае родители могут либо организовать обучение детей самостоятельно, либо обратиться в центры вроде нашего, которые есть по всей стране. У нас обучение на полный день стоит около 20 тыс. рублей в месяц.

На этот год мы набрали 25 детей с первого по шестой класс, то есть с шести с половиной до 12 лет. И с каждым годом будем открывать наборы для более старших учеников. Промежуточную аттестацию они проходят либо в городских школах, либо в частном центре в Петербурге. Как правило, особых проблем с тюменскими школами нет, но после объединения им не до «семейников».

Только сложность здесь даже не в аттестации, а в испорченных обычной школой учениках. К нам обратились родители, забили тревогу: их детям уже в пятом-шестом классе совершенно ничего не интересно. Им лишь бы досидеть до конца учебного дня и домой. По стране такие случаи, увы, не редкость.

Этих детей надо, условно, «расшколивать», то есть возвращать им природную любознательность. Когда ребенок попадает в новую среду, где его не заставляют ходить на уроки и что-то учить, он как правило назло ничего не делает. Это период может продолжаться от нескольких недель до пары месяцев. Главное в этот период не заставлять ребенка куда-то ходить, а дать ему адаптироваться и наблюдать за его интересами. Со временем внутренний протест проходит и ученик, находясь в среде, начинает интересоваться происходящим, быстро включается в процесс и успешно проходит аттестацию.

Как работает альтернативное образование в Тюмени?

Ведь что такое парк-школа? Это особая образовательная среда, где дети не разделены на классы. Для них в четырех временных блоках одновременно работают разные образовательные студии по математике и программированию, естестеннонаучным, гуманитарным, филологическим предметам, по истории, искусству и т. д. И, что самое важное, ребенка никто не заставляет ходить и усваивать конкретный образовательный стандарт. Он сам выбирает, что посещать, в чем активно участвовать. Одни и те же предметы не изучаются весь год, а варьируются по желанию ученика.

Бывает, что ребенок сильно увлекается конкретным направлением, а на другие студии не ходит. Тогда тьютор — наставник, наблюдающий за тем, как развивается ребенок, пытается заинтересовать его нужной дисциплиной через любимое дело. Например, если ученик увлекается биологией, а математику пропускает, то мы будем с ним, условно, считать букашек. И наоборот.

В 1990-е эксперимент по методике парк-школы проводился в Москве в «Школе самоопределения» и в Екатеринбурге на базе двух общеобразовательных школ. Опыт показал, что учащиеся в целом прошли итоговую аттестацию не хуже выпускников обычных школ. При этом глубина знаний по определенным предметам была несравнимо выше, а работоспособность и самочувствие к концу года только выросли в отличие от выпускников обычных школ.

К такой концепции мы пришли совершенно естественно, даже не подозревая, что все уже доказано экспериментально и задокументировано. До этого центр работал по другой методике, близкой к традиционной школе. Затем мы увидели, что программа сильно утомляет детей и переключились на проекты: ученик сам рассказывает, например, о любимом животном, составляет мини-доклад. Так дети гораздо быстрее освоили письмо и сами захотели писать красивее. Затем ввели разновозрастные группы и проводили несколько разных предметов одновременно. В итоге дети куда лучше усвоили знания по дисциплинам, которые сами выбрали.

Мария Бутусова, родитель

— Мы выбрали альтернативное образование, потому что в семье растет абсолютно не системный ребенок. Мы пытались ходить в садик — ничего не вышло. Каждый день воспитатели рассказывали, какой сын «дьявол»: спорит, не спит, отказывается есть в отведенное время, занимается своими делами. То есть главная проблема была в том, что у него был свой режим дня, не совпадающий с детским садом.

Ходили на традиционную подготовку к школе — снова не получилось. После очередного занятия к нам подошел педагог и сказал, что нужно обратиться к неврологу: ребенок на уроке задает очень много вопросов. Вопросы все по теме, но учитель уже не мог отвечать на все — их было слишком много, и просил успокоить. После такого заявления я забрала ребенка.

Тогда мы поняли, что сын требует индивидуального подхода. Чтобы были маленькие классы и чтобы учитель относился к ученику как к личности. Обучение на дому не стали рассматривать, потому что у меня нет педагогического опыта и образования. Да, до определенного уровня мы сможем дать знания, но для полноценного обучения нужны педагоги. Плюс общение с детьми. Социализация необходима.

Вдобавок у меня самой был не очень хороший школьный опыт. Мне было тяжело находиться в системе и делать как все, подстраиваться под определенные стандарты. Какие родители — такой и ребенок (_смеется_).

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Последние новости
Верховный суд не нашел оснований для смягчения приговора "поволжскому маньяку"
Верховный суд не нашел оснований для смягчения приговора "поволжскому маньяку"
Суд первой инстанции назначил ему наказание в виде пожизненного лишения свободы.
#суд
#приговор
#наказание
#Казань
#новости России
#тк
Взнос на капремонт домов на Ямале вырастет на 67 копеек
Взнос на капремонт домов на Ямале вырастет на 67 копеек
Нововведение планируется с нового года.
#капремонт
#взнос
#недвижимость
#дома
#ЯНАО
#тк
Александр Моор: Система подготовки кадров в Тюменской области активно развивается
Александр Моор: Система подготовки кадров в Тюменской области активно развивается
Губернатор принял участие в заседании Госсовета под председательством Владимира Путина.
#Госсовет
#образование
#кадры
#губернатор
#Александр Моор
#президент
#Владимир Путин
#новости Тюмени
#новости России
#тк
Ректоры вузов региона встретились в Тюмени
Ректоры вузов региона встретились в Тюмени
Новым участником совета стал ректор Тобольской духовной семинарии, иерей Дмитрий Майоров.
#вузы
#совет
#ректор
#студенты
#новости Тюмени
#тк
Мамонта Тадибе вернули на родину после реставрации
Мамонта Тадибе вернули на родину после реставрации
Реставрацию провели в специализированном центре в Ленинградской области.
#мамонт
#музей
#находка
#ЯНАО
#Салехард
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять