Dipol FM | 105,6 fm

Как понять, что передо мной фейк?

«Вслух.ру» объясняет, как не стать жертвой информационного манипулирования.

Что случилось?

В разное время в тюменских пабликах в соцсетях всплывали то сомнительные приказы МВД](https://ura.news/news/1052324321), якобы обязывающие водителей машин без подушек безопасности ездить в шлемах, то сообщения о якобы наркотиках в конфетах, то о сборе средств на лечение уже [умерших детей.

Ошибались и СМИ. Так, телеканал НТВ опубликовал 18 февраля в официальном паблике ролик, где охрана магазина «Пятерочка» выносит покупателя из магазина. События в видео, сообщал паблик, происходили в Тюмени. Однако позже выяснилось, что ролик был снят в Москве.

Сейчас тюменские родители активно обсуждают тему продления карантина, введенного городским департаментом образования с 16 по 22 февраля из-за 30-процентного превышения эпидпорога по гриппу и ОРВИ. В родительских чатах всплывают картинки новостей прошлых лет и сомнительные приказы.

Но если мне присылают готовый приказ, как я могу в него не верить? Это же документ!

Не стоит все принимать на веру. Даже если это документ или сообщение от друзей и близких. Они тоже могут ошибаться. Как рассказала «Вслух.ру» завкафедрой общей и социальной психологии института психологии и педагогики ТюмГУ Ольга Андреева, основной толчок в распространении фейковых сообщений — некритичное отношение к информации в порыве помочь ближнему.

«Здесь запускается механизм некритичного распространения информации. Как правило, мы не привыкли перепроверять сообщения, особенно если они поступают от хорошо знакомых нам людей. Например: друг присылает предупреждение, что популярный бесплатный мессенджер, к примеру, послезавтра станет платным. И человек попытается из лучших побуждений переслать сообщение своим друзьям и знакомым, чтобы предупредить и их, не проверяя информацию», — пояснила психолог.

Поэтому важно быть внимательным и обращать внимание как на суть сообщения (поддается ли оно логическому объяснению, может ли такое быть на самом деле) и его достоверность (проверить информацию в СМИ и Интернете), так и на детали: оформление, подписи, ссылки на источники и т. д.

Хорошо, как отличить сомнительный приказ от реального?

Первое, на что следует обратить внимание, — шапка документа. Там должно быть указано учреждение, которое выпустило документ, дата приказа. Название учреждения можно проверить в поисковике. Вы либо найдете организацию, либо увидите, что, скорее всего, другие пользователи уже успели разоблачить фейк. Если в результате поиска нет информации по конкретной организации — это должно как минимум насторожить.

Если в документе указаны телефоны исполнителей — позвоните по ним и уточните, выходил ли подобный приказ. Если вы нашли организацию в поисковике — позвоните по номерам, указанным на официальном сайте учреждения и уточните там. Обратите внимание на телефонный код города. Если он не совпадает с кодом вашего города — перед вами скорее всего фейк.

Так, например, в родительских чатах, в мессенджерах разошлись скриншоты приказа некоего «муниципального тюменского учреждения Тюменской области (МКУ МГО) «Образование», которое якобы продлило карантин во всех школах и «учреждении дополнительного образования» до 1 марта.

Как понять, что передо мной фейк?

МКУ МГО «Образование» — это муниципальное учреждение города Миасса Челябинской области, аналог нашего департамента образования. Вдобавок полное наименование учреждения не совпадает с аббревиатурой. По указанному в документе телефону исполнителя корреспонденту «Вслух.ру» подтвердили, что карантин по ОРВИ действительно продлен до 1 марта. Но в Миассе, а не в Тюмени.

Также следует обращать внимание на синие печати, подписи, регистрационные номера и даты. Если приказ никем не подписан и на нем нет печати — вероятно, он не имеет силы.

А если это новость?

В этом случае следует обращать внимание на источник информации и найти его через поисковик. Если источник (даже анонимный) в новости не указан — с большой долей вероятности перед вами фейк.

Например, вирусное сообщение о «СПИД-терроризме» в кинотеатрах. Подобный текст до сих пор распространяется по родительским чатам. Проверяя информацию, журналист «Милосердия» выяснила, что никакого «Центра по контролю за заболеваниями» в России не существует.

Также следует поискать, какие издания опубликовали сообщение. Вероятнее всего, резонансная информация должна была появиться в популярных региональных или федеральных СМИ. Если этого нет — к достоверности информации могут быть вопросы.

А если это пост в соцсетях, предупреждающий об опасности, а в СМИ никакой информации нет?

В случае с постом следует обратить внимание на то, указан ли конкретный город, адрес, обстоятельства произошедшего, название учреждения или организации, где, например, произошло ЧП. И воспользоваться поисковиком. Сообщения мошенников о лечении детей, животных или пугающие посты с просьбой их распространить, скорее всего, будут идентичными. Если в тексте указан город — он может меняться. Но, вероятно, населенного пункта в тексте такого сообщения не будет. Так проще распространять.

Если к посту или тексту сомнительной новости прикреплены фотодоказательства — лучше проверить и их. Как это сделать, можно узнать здесь.

Также следует поискать, что писали по этой теме местные издания. Например, в 2016 году в тюменских СМИ появились разоблачения сообщений, авторы которых собирали деньги на лечение уже умершего ребенка. В 2017 году местные издания писали о фонде «Общие дети», который собирал деньги якобы на лечение детей. Наличные купюры хранились в сейфах, услуги промоутеров оплачивались из собранных им на улице средств.

«Несколько раз встречалась с такими постами в тюменских соцсетях, — комментирует пресс-секретарь департамента здравоохранения Тюменской области Александра Малыгина, — мол, собираем деньги на лечение ребенка из Тюмени. Когда проверяли информацию, оказывалось, что ребенок этот вообще из Челябинской области, за помощью к нам, естественно, его семья не обращалась».

Зачем вообще распространять фейки?

Если речь идет о сомнительном сообщении с просьбой переслать деньги — это с большой вероятностью мошенники, наживающиеся на доверчивых гражданах. Телефонные звонки о минировании торговых центров — так называемые «телефонные террористы», поиском которых занимаются правоохранительные органы.

Но если в сообщении нельзя найти явную материальную выгоду или злой умысел — вероятно, авторы такого текста проверяют, насколько хорошо распространится утка, считает завкафедрой общей и социальной психологии института психологии и педагогики ТюмГУ Ольга Андреева.

«Если явной выгоды нет, то это, скорее всего, способ привлечения внимания. Человеку просто любопытно, а сможет ли он создать хайп вокруг сообщения. Ему интересно, насколько сильно может распространиться такая информация. Поведутся или не поведутся», — считает психолог.

_Как говорится, доверяйте, но проверяйте._

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Что делать, если ребенок проглотил таблетки
Что делать, если ребенок проглотил таблетки
Проще всего - не оставлять лекарства и бытовую химию в доступных детям местах.
#скорая помощь
#отравление
#спасение
#инструкция
#Тюмень
#дети
#безопасность
#тк
В зоопарке Новосибирска умер редкий тигр
В зоопарке Новосибирска умер редкий тигр
Ему был 21 год.
#зоопарк
#Новосибирск
#тигр
#животные
#тк
Николай Савченко: Закалка участников "Боевого кадрового резерва" дает результат
Николай Савченко: Закалка участников "Боевого кадрового резерва" дает результат
Проект доказывает свою эффективность.
#Боевой кадровый резерв
#проект
#обучение
#СВО
#Николай Савченко
#Тюменская область
#тк
За неуплату алиментов женщину отправили в колонию-поселение
За неуплату алиментов женщину отправили в колонию-поселение
Условный срок отменили за систематические нарушения.
#алименты
#приговор
#срок
#ЯНАО
#тк
Александр Моор: Наши стражи правопорядка – люди с настоящим тюменским характером
Александр Моор: Наши стражи правопорядка – люди с настоящим тюменским характером
В числе награжденных сегодня те, кто всегда готов прийти на помощь, отметил губернатор.
#полиция
#Тюменская область
#награды
#губернатор
#Александр Моор
#праздник
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять