«Вслух.ру» объясняет, как не стать жертвой информационного манипулирования.
Что случилось?
В разное время в тюменских пабликах в соцсетях всплывали то сомнительные приказы МВД](https://ura.news/news/1052324321), якобы обязывающие водителей машин без подушек безопасности ездить в шлемах, то сообщения о якобы наркотиках в конфетах, то о сборе средств на лечение уже [умерших детей.
Ошибались и СМИ. Так, телеканал НТВ опубликовал 18 февраля в официальном паблике ролик, где охрана магазина «Пятерочка» выносит покупателя из магазина. События в видео, сообщал паблик, происходили в Тюмени. Однако позже выяснилось, что ролик был снят в Москве.
Сейчас тюменские родители активно обсуждают тему продления карантина, введенного городским департаментом образования с 16 по 22 февраля из-за 30-процентного превышения эпидпорога по гриппу и ОРВИ. В родительских чатах всплывают картинки новостей прошлых лет и сомнительные приказы.
Но если мне присылают готовый приказ, как я могу в него не верить? Это же документ!
Не стоит все принимать на веру. Даже если это документ или сообщение от друзей и близких. Они тоже могут ошибаться. Как рассказала «Вслух.ру» завкафедрой общей и социальной психологии института психологии и педагогики ТюмГУ Ольга Андреева, основной толчок в распространении фейковых сообщений — некритичное отношение к информации в порыве помочь ближнему.
«Здесь запускается механизм некритичного распространения информации. Как правило, мы не привыкли перепроверять сообщения, особенно если они поступают от хорошо знакомых нам людей. Например: друг присылает предупреждение, что популярный бесплатный мессенджер, к примеру, послезавтра станет платным. И человек попытается из лучших побуждений переслать сообщение своим друзьям и знакомым, чтобы предупредить и их, не проверяя информацию», — пояснила психолог.
Поэтому важно быть внимательным и обращать внимание как на суть сообщения (поддается ли оно логическому объяснению, может ли такое быть на самом деле) и его достоверность (проверить информацию в СМИ и Интернете), так и на детали: оформление, подписи, ссылки на источники
Хорошо, как отличить сомнительный приказ от реального?
Первое, на что следует обратить внимание, — шапка документа. Там должно быть указано учреждение, которое выпустило документ, дата приказа. Название учреждения можно проверить в поисковике. Вы либо найдете организацию, либо увидите, что, скорее всего, другие пользователи уже успели разоблачить фейк. Если в результате поиска нет информации по конкретной организации — это должно как минимум насторожить.
Если в документе указаны телефоны исполнителей — позвоните по ним и уточните, выходил ли подобный приказ. Если вы нашли организацию в поисковике — позвоните по номерам, указанным на официальном сайте учреждения и уточните там. Обратите внимание на телефонный код города. Если он не совпадает с кодом вашего города — перед вами скорее всего фейк.
Так, например, в родительских чатах, в мессенджерах разошлись скриншоты приказа некоего «муниципального тюменского учреждения Тюменской области (МКУ МГО) «Образование», которое якобы продлило карантин во всех школах и «учреждении дополнительного образования» до 1 марта.
МКУ МГО «Образование» — это муниципальное учреждение города Миасса Челябинской области, аналог нашего департамента образования. Вдобавок полное наименование учреждения не совпадает с аббревиатурой. По указанному в документе телефону исполнителя корреспонденту «Вслух.ру» подтвердили, что карантин по ОРВИ действительно продлен до 1 марта. Но в Миассе, а не в Тюмени.
Также следует обращать внимание на синие печати, подписи, регистрационные номера и даты. Если приказ никем не подписан и на нем нет печати — вероятно, он не имеет силы.
А если это новость?
В этом случае следует обращать внимание на источник информации и найти его через поисковик. Если источник (даже анонимный) в новости не указан — с большой долей вероятности перед вами фейк.
Например, вирусное сообщение о «СПИД-терроризме» в кинотеатрах. Подобный текст до сих пор распространяется по родительским чатам. Проверяя информацию, журналист «Милосердия» выяснила, что никакого «Центра по контролю за заболеваниями» в России не существует.
Также следует поискать, какие издания опубликовали сообщение. Вероятнее всего, резонансная информация должна была появиться в популярных региональных или федеральных СМИ. Если этого нет — к достоверности информации могут быть вопросы.
А если это пост в соцсетях, предупреждающий об опасности, а в СМИ никакой информации нет?
В случае с постом следует обратить внимание на то, указан ли конкретный город, адрес, обстоятельства произошедшего, название учреждения или организации, где, например, произошло ЧП. И воспользоваться поисковиком. Сообщения мошенников о лечении детей, животных или пугающие посты с просьбой их распространить, скорее всего, будут идентичными. Если в тексте указан город — он может меняться. Но, вероятно, населенного пункта в тексте такого сообщения не будет. Так проще распространять.
Если к посту или тексту сомнительной новости прикреплены фотодоказательства — лучше проверить и их. Как это сделать, можно узнать здесь.
Также следует поискать, что писали по этой теме местные издания. Например, в 2016 году в тюменских СМИ появились разоблачения сообщений, авторы которых собирали деньги на лечение уже умершего ребенка. В 2017 году местные издания писали о фонде «Общие дети», который собирал деньги якобы на лечение детей. Наличные купюры хранились в сейфах, услуги промоутеров оплачивались из собранных им на улице средств.
«Несколько раз встречалась с такими постами в тюменских соцсетях, — комментирует пресс-секретарь департамента здравоохранения Тюменской области Александра Малыгина, — мол, собираем деньги на лечение ребенка из Тюмени. Когда проверяли информацию, оказывалось, что ребенок этот вообще из Челябинской области, за помощью к нам, естественно, его семья не обращалась».
Зачем вообще распространять фейки?
Если речь идет о сомнительном сообщении с просьбой переслать деньги — это с большой вероятностью мошенники, наживающиеся на доверчивых гражданах. Телефонные звонки о минировании торговых центров — так называемые «телефонные террористы», поиском которых занимаются правоохранительные органы.
Но если в сообщении нельзя найти явную материальную выгоду или злой умысел — вероятно, авторы такого текста проверяют, насколько хорошо распространится утка, считает завкафедрой общей и социальной психологии института психологии и педагогики ТюмГУ Ольга Андреева.
«Если явной выгоды нет, то это, скорее всего, способ привлечения внимания. Человеку просто любопытно, а сможет ли он создать хайп вокруг сообщения. Ему интересно, насколько сильно может распространиться такая информация. Поведутся или не поведутся», — считает психолог.
_Как говорится, доверяйте, но проверяйте._