О популярных сегодня схемах обмана и противодействии им рассказали эксперты.
Если раньше для того чтобы добраться до вашего кошелька, воришкам нужно было залезть к вам в карман или портфель, пробраться в квартиру, то теперь все гораздо проще, им нужен только номер вашего телефона. А уж дальше дело преступной техники и хитрых мошеннических схем, которые меняются вслед за усилением защиты. Причем жертвами кибермошенников становятся далеко не только пенсионеры и подростки, как принято считать. Ухищрения, с помощью которых злоумышленники получают доступ к средствам своих жертв, становятся все более навороченными. Таким образом на удочку мошенников все чаще попадают граждане самых разных возрастов и профессий. Какие схемы сегодня популярны у аферистов и как им противостоять? Об этом поговорили тюменские эксперты из разных сфер деятельности. Круглый стол прошел по инициативе Павла Девайкина, депутата Тюменской городской думы.
Что сейчас в ходу?
Проблема своей актуальности не теряет. В Тюменской области число кибер-преступлений постоянно растет.
«За пять месяцев 2024 года с помощью мессенджеров и звонков на телефонные номера в Тюменской области совершено 4 219 хищений средств со счетов граждан. В прошлом году за аналогичный период подобных преступлений было совершено 3 500. Рост составил 19%», — такие данные привел на заседании Экспертного клуба, посвященного проблеме мошенничества, начальник УБК УМВД России по Тюменской области Вадим Попков.
Суммы, которые жители региона переводят мошенникам, тоже растут. В Тюменской области зафиксированы случаи, когда граждане переводили по 15 и даже 20 миллионов рублей. В этом случае, как правило, жертвы берут кредиты, теряют собственные средства и продают имущество, в том числе недвижимость.
Ряд мошеннических схем существует давно и многим они уже известны, при этом постоянно появляются новые. Приемы злоумышленников все время совершенствуются, а схемы меняются день от дня.
Сейчас, например, мошенники делают рассылки на телефонные номера сотрудников компаний от имени генеральных директоров. То есть обрабатывается не просто знакомый или приятель, а уже целая группа людей, связанных профессиональными интересами. Почему это стало возможным?
Как рассказал генеральный директор ООО «Анлим-ИТ» Максим Овсянников, есть подозрение, что была утечка старой базы данных Пенсионного фонда. Мошенники получили данные директора и ряда сотрудников, которые работают в компании продолжительный срок.
«Ведь кибермошенничество — это тот же бизнес, он также развивается. Для ведения этого теневого бизнеса уже давно используется профессиональное оборудование, привлекаются специально обученные люди: одни занимаются аналитикой, другие пишут вирусы, дроперы — обналичивают украденные деньги», — отметил Овсянников.
Еще одна схема — мошенники воруют пароли от Госуслуг, благодаря чему получают доступ к личному кабинету жертвы. Оформляют миллионные кредиты, без труда заказав от вашего имени справку о доходах.
Или, например, звонят от имени оператора сотовой связи и сообщают о том, что закончился срок действия сим-карты. Просят пароль и уводят аккаунт.
Активно используется схема со взломом аккаунтов в мессенджерах. От имени знакомого вам человека в итоге приходит ссылка с просьбой проголосовать за ребенка, который участвует в конкурсе и т. п.
А дальше дело техники. Вы уже забыли про ссылку, а сами оказались под колпаком. Пока еще ничего не потеряно, но вас изучают.
«Есть масса случаев, когда, изучив аккаунты, общение в рабочих группах в соцсетях, злоумышленники создают фейковую страницу директора предприятия и от его имени начинают писать сотрудникам. Как правило, такие схемы срабатывают, потому что оснований не доверять руководителю у людей нет», — объясняет Вадим Попков.
Цифровая гигиена
И тут всем нам, как пользователям, важно помнить о цифровой гигиене в интернете.
«К сожалению, многие тюменцы довольно беспечно относятся к своим персональным данным. С легкостью оставляют номер телефона в магазине, соблазнившись скидкой, розыгрышем или бонусной картой. Регистрируются на сторонних сайтах. Таким образом формируется большая база данных, которая мигрирует от одной группы мошенников к другой, — заметил заместитель директора филиала ПАО „Ростелеком“ в Тюменской и Курганской областях Дмитрий Пампушка. — Нужно понимать, что в распоряжении мошенников целые кол-центры. Они пользуются организованными бизнес-процессами, формируют лиды, речевые модули, которые улучшают каждый день, для того чтобы конверсия от контакта до мошенничества была выше».
Он уточнил, что противостоять столь организованному теневому бизнесу мы можем, занимаясь информированием и обучением граждан, развитием в них бдительности и осторожности. «Ростелеком» в Тюменской области уже проводит обучение для детей и пожилых граждан.
Сотовые операторы со своей стороны тоже занимаются созданием единой базы номеров мошенников, обмениваясь данными друг с другом. То есть фильтр блокировки ряда номеров уже существует.
Откуда они берутся?
Подстраиваться к непростым реалиям приходится и банковской сфере. О том, что делается для защиты клиентов от мошенников рассказал директор операционного офиса ВТБ «На Муравленко» Григорий Хищников.
Зачастую нас губит то, что облегчает получение услуги. Так, огромное количество мошенничеств повлекло за собой возможность оформить кредит онлайн, через приложение банка.
В таких случаях, чтобы обезопасить переводы, банки занимаются проверкой айпи-адресов клиентов. Собирается информация, ведется аналитика по каждому клиенту. То есть, если пользователь на счет год от года получает пенсию, а потом внезапно подает заявку на кредит в 5 миллионов рублей, возникает ситуация, которая является поводом для более детальной проверки с подключением служб безопасности.
«По закону подозрительные транзакции банк может заморозить на два дня. В это время мы должны заручиться подтверждением от клиента на перевод суммы», — объяснил Григорий Хищников.
Он отметил, что банки также сейчас отслеживают, с каких устройств совершается вход в аккаунт пользователя в случае, когда планируется совершить перевод особо крупной суммы.
Кроме того, банки начнут возвращать клиентам украденные мошенниками денежные средства по новой схеме: в течение 30 дней после получения соответствующего заявления от клиента и в случаях, установленных законом. Соответствующие изменения в закон о национальной платежной системе вступают в силу с 25 июля 2024 года.
Дмитрий Пампушка рассказал, что сотовые операторы открыли горячие линии, позвонив на которые, можно «засветить» подозрительный телефон, и по нему начнут работу. Номер проверят, если нужно подключат полицию и силовые структуры.
Откуда же берется такое количество номеров, которыми пользуются мошенники?
«Пока еще до сих пор каждый сотовый оператор имеет достаточно „скелетов в шкафу“ — это та база сим-карт, которая была продана задолго до того, как были ужесточены правила их продажи. Эти карты до сих пор используются мошенниками. Отследить их принадлежность невозможно, поскольку симка не привязана к данным владельца, по сути она ничья», — пояснил Дмитрий Пампушка.
Что в наших силах?
В мире, где нас ежедневно окружает огромное количество информационного шума, сильнейшим оружием против мошенников остается информированность, бдительность и проверка информации. Давно известная схема: звонок маме от сына или дочки, якобы попавших в ДТП, до сих пор приносит плоды, подчеркнули специалисты.
Максим Овсянников рассказал о том, как работает схема трех «да». Этим приемом мошенники тоже пользуются довольно часто.
«Собеседник на том конце провода задает вам вопросы, на которые вы три раза подряд говорите в ответ да. В таком случае, психологически вы становитесь не полноправным участником разговора, а ведомым гостем. Поэтому, если вы отловили похожий сценарий в разговоре, сбросьте звонок. Не дожидайтесь третьего вопроса», — подчеркнул Овсянников.
Противостоять давлению мошенников можно, применяя несколько простых и доступных правил. Для того чтобы не стать жертвами мошенников, очень важно не брать трубку на незнакомый номер. Если это что-то срочное, вам обязательно перезвонят. Практика показывает, что дозвоны от мошенников обычно длятся не более 20 секунд.
Все разговоры даже с близкими и коллегами совершать, что называется, на «холодную голову». Мошенники всегда стараются воспользоваться эмоциональным состоянием собеседника. В организованных группах нередко работают профессиональные психологи, так что преступные скрипты прописаны так, что не подкопаешься.
Обязательно проверяйте информацию. Перезванивайте в банк, если звонивший утверждает, что он сотрудник вашей кредитной организации, родственникам, это же так просто — набрать номер мамы, папы, ребенка.
С родными и близкими можно завести секретное слово, что-то вроде пароля. Чтобы его знали только свои, и тогда в разговоре можно будет проверить подозрительного собеседника. Это особенно важно, потому что злоумышленники, используя голосовые сообщения пользователя из соцсетей, могут сымитировать голос. В некоторых схемах обмана применяются и фейковые видеоизображения.
Об этом хоть раз что-то слышал каждый из нас. Но ведь всегда думаешь, что это произойдет с кем-то, только не со мной. Будьте бдительны, не спешите, думайте, проверяйте и анализируйте.
Фото: freepik.com, Екатерины Христозовой