7 мая 1942 года единственный экземпляр отправили на испытания.
В годы Великой Отечественной войны в Тюмени был создан единственный в истории летающий танк.
В 1941 году советская армия испытывала нужду в оказании помощи партизанам, действовавшим на оккупированных немцами территориях. Высший командный состав принял решение создать бронированную машину, способную летать и неожиданно появляться в тылу врага. Задание получило конструкторское бюро Олега Антонова — известного авиаконструктора, которого считают «отцом» транспортной авиации. Бюро было эвакуировано в тыл, в Тюмень. Его разместили на улице Республики, где сейчас находится здание Тюменской областной думы, на фасаде есть табличка.
По задумке авторов, крылья крепились к Т-60 (который был максимально облегчён), после приземления боевая машина освобождалась от крыльев и использовалась десантниками. Проект получил название «Крылья танка — 60» («КТ-60»), другое название — «А-40». Работа над планером велась с декабря 1941 года, в апреле 1942 года он был построен в единственном экземпляре.
Новинка получила два крыла по схеме биплан и была похожа на «кукурузник». Перед взлётом конструкцию предельно облегчили, демонтировав башню и ящик с инструментами. Длина планера составляла 12 метров, размах крыла — 18 метров.
7 мая 1942 года летающий танк был отправлен из Тюмени в Москву. Лётные испытания Проводил известный лётчик-планерист Сергей Анохин.
Самолёт едва достиг высоты 40 метров. Моторы стали перегреваться, и пилот вынужден был аварийно посадить планер на полосу соседнего, гражданского аэродрома.
«КТ» спокойно планирует, нормально слушаясь рулей и элеронов, — вспоминал Сергей Анохин. — Разворачиваюсь на аэродром, целюсь на полосу, подхожу как раз к началу, выравниваю машину и вдруг вижу, как аэродромная команда бросилась врассыпную. Они ничего не знали о существовании такого аппарата, подумали, что это секретное оружие немцев. Заканчиваю пробег, завожу двигатель и своим ходом, не сбрасывая крыльев, иду на КП".
Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы Анохин не вылез из танка. Тогда всерьез готовились к возможному нападению вражеского десанта, аэродром был хорошо защищен, и по летчику планера лишь чудом не открыли огня. Так завершился первый в мире полет «крылатого танка».
Несмотря на удачные испытания, разрабатывать танки их не стали, поскольку Советский Союз испытывал дефицит в самолетах достаточной мощности.
В Тюмени, в поселке Новорощино, назвали улицу в честь Олега Антонова, получившего звание Героя Социалистического труда.
Использована информация «Википедии» и краеведческого портала «Город Т». Фото: Вслух.ру и gorod-t.info.