Совет по вопросам общего образования под председательством губернатора Тюменской области заседал сегодня в Тюмени в первый раз. Основным вопросом повестки дня стало обсуждение разработанной областным департаментом образования и науки новой системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений.
Отметим, что в субъектах Российской Федерации полным ходом идет процесс приведения регионального законодательства в соответствие с изменившимися федеральными нормативными актами. В частности, с 1 января 2005 года в ведение регионов переходит организация общего образования. Следовательно, и вопрос определения системы оплаты труда педагогов также должны решать власти областей краев и округов.
Администрация Тюменской области выступает за то, чтобы привлечь к процессу реформирования оценки труда учителей педагогическую общественность. В итоге по предложению Сергея Собянина и был сформирован Совет по вопросам общего образования, в который вошли 16 представителей областного департамента образования, руководителей образования в органах местного самоуправления, директоров школ из городов и районов области.
«Нас очень волнует, — сказал Сергей Собянин, — качество получаемых школьниками области знаний, то, что рост финансирования не приводит к адекватному росту зарплаты учителей. Настораживает неоправданно высокая доля в школьных коллективах работников, непосредственно не участвующих в процессе обучения. Мы против существующего затратного механизма в формировании школьных бюджетов, когда чем больше школа расходует средств, тем больше ей дают денег — это не на пользу ни детям, ни экономике области. А самое главное — в школе нет понятной системы финансовой мотивации деятельности каждого работника».
В 2003 году область приняла ряд мер, чтобы навести порядок в штатном расписании школ, структуре их финансирования. Все это позволило, по словам губернатора, более эффективно расходовать выделяемые на образование средства и обеспечить рост зарплаты учителей на 20−30% без увеличения ассигнований. В 2004 году образование начало переход к нормативному финансированию, когда школа получает деньги в зависимости от количества ее учеников. То есть, больше обучается детей — больше выделяется средств. У образовательных учреждений появляется возможность увеличивать фонд зарплаты путем уменьшения внутришкольных расходов.
«Мы готовимся перейти к следующему этапу, — сказал губернатор, — к изменению системы оплаты труда учителя. Важно, что мы сохраняем при этом положительную динамику ее роста, а кроме того, выстраиваем мотивацию работы педагога. Новая система основана на простом принципе: учителю должен оплачиваться каждый час его работы с каждым учеником, с учетом качества полученных ребенком в итоге знаний».
В итоге общее мнение Совета свелось к тому, что предложенная методика понятна и доступна не только управленцам и бухгалтерам, но и каждому учителю. Она позволит не только заинтересовать педагога в результатах его труда, но и исключить чрезмерную нагрузку как учителя, так и учеников, — сообщает пресс-служба губернатора.
Подобные изменения, связанные с новыми федеральными законами, предстоят и в других отраслях социальной сферы. Администрация области планирует в течение этой недели привлечь к их обсуждению также специалистов здравоохранения, культуры, социальной защиты.