Пользователи могут сами открывать свои данные.
IT-эксперт Илья Назаров перечислил несколько вариантов того, как номера телефонов и данные их владельцев попадают в базы для массовых звонков.
Часть утечек происходит из крупных компаний, где базы клиентов становятся добычей злоумышленников в результате взлома или действий недобросовестных сотрудников.
«Другой источник — открытые ресурсы, где телефонные номера изначально видны. На некоторых торговых площадках контакт владельца объявления можно было получить напрямую, а специальные программы-парсеры массово автоматизировали этот процесс», — прокомментировал RT генеральный директор «Диджитал Маркетс».
Парсер представляет собой систему, работающую как бот поисковой машины.
«Он ходит по страницам сайтов, открывает объявления и собирает все доступные контактные данные в базы. По такой схеме телефоны собирались на сайтах вакансий, где работодатели и соискатели оставляли контакты, и на сервисах отзывов или платформах для поиска мастеров», — пояснил специалист.
Кроме того, данные пользователей часто утекали через мелкие интернет-магазины и сервисы доставки, которые передавали базы подрядчикам или партнерам.
«В результате может оказаться в спам-рассылке даже номера тех, кто редко оставляет их в публичных местах. Полностью защититься невозможно, но снизить риски реально. Лучше разделять личный и „технический“ адрес электронной почты и использовать отдельные сим-карты для объявлений и сомнительных сервисов», — посоветовал эксперт.
Также стоит внимательно относиться к сайтам, где просят ввести контактные данные, и ограничивать видимость телефона в соцсетях и мессенджерах.
Ранее киберэксперт Владимир Зыков предупредил о мошенниках, притворяющихся партнерами маркетплейсов. А специалист Тимофей Воронин перечислил схемы мошенничества в отношении поступивших в вузы студентов, которые используют аферисты.
Фото: нейросети