Тюмень претендует на открытие жанра фотооткрытки за четверть века до Москвы.
Первая книга собрания «История тюменской фотографии» появится в апреле 2016 года в Тюмени. Совместный проект музейного комплекса им. Словцова, Тюменского дома фотографии и историка-краеведа Льва Боярского приурочен к 150-летнему юбилею тюменской фотографии и 180-летию Константина Высоцкого — одного из первых фотографов города. Об этом сообщил директор Тюменского дома фотографии Сергей Фирцев.
Всего, по его словам, в собрание войдут три тома, каждый из них относится к определенной эпохе. Первый том — «Становление фотодела в Тюмени в конце XIX — нач. XX вв» уже написан, в настоящее время ведется сбор средств через краудфандинговый проект Planeta.ru.
«В первом томе будет рассказано о пионерах тюменской фотографии, начиная с 1866 года и до октябрьской революции 1917. Это период российско-имперской фотографии. Там будут как имена маститых фотографов, которые у всех на слуху, так и людей, неизвестных широкому кругу, но внесших весомый вклад в развитие фотодела, — подчеркнул директор Тюменского дома фотографии. — Разумеется, Тюмень тех лет очень сильно отличалась от Москвы и Санкт-Петербурга, но вот с точки зрения развития фотографии мы были в передовиках. Константин Высоцкий за четверть века до рассвета жанра фотооткрыток в Москве стал снимать их в нашем городе».
Тюмень спорит с российскими столицами о первенстве в жанре фотооткрыток неспроста. Пик популярности таких снимков в Москве и Санкт-Петербурге пришелся 1894−1895 годы. В Тюмень эта мода вернулась из столицы уже в начале 1900-х. Однако в 1871 году Константин Высоцкий получил на промышленной выставке похвальный лист за набор фотографий с видами Урала и городов области. «Он был единственным в своей номинации. Снимался альбом еще раньше, так что Константин Высоцкий — предтеча не только тюменской, но и российской открытки», — уверен Сергей Фирцев. По словам Льва Боярского, из экспедиции на восточные склоны Урала Константин Высоцкий привез множество самых разноплановых снимков: портреты, события, виды городов Тобольской губернии.
Для публикации историки фотографии задействовали архив музейного комплекса им. Словцова, в котором работает автор книги Лев Боярский. Многие снимки публикуются впервые.
Книгу можно будет заказать через Интернет, приобрести в книжных магазинах. Часть тиража (2 тыс. экз.) планируют реализовать в Кургане, Москве и Санкт-Петербурге. Возможность переиздания в Тюменском доме фотографии не исключают.
Деньги проекту (550 тыс. рублей) требуются на оплату услуг типографии, редакторскую и корректорскую работу.
Второй том «Истории тюменской фотографии» посветят советскому периоду 1917−1992 годов. Его планируют написать в течение года, публикация возможна уже в конце 2016.
А вот анонсировать дату третьего издания в Тюменском доме фотографии пока не спешат. «Браться за современный пласт фотографической жизни региона, честно говоря, не то чтобы боязно, но пока нет уверенности в том, кто должен писать этот том, местный автор или варяг, — признался Сергей Фирцев. — Большинство авторов, которые должны войти в третью книгу, еще здравствуют и радуют нас своими работами, так что оценки будет выставлять сложно. Плюс, искусствоведов, специализирующихся на фотографии в России сейчас можно сосчитать по пальцам одной руки».
В первом томе серии почти в половине тиража вступление и подписи к фотографиям будут написанны на английском, немецком и французском языках. «Учитывая, что книга выходит в юбилейный для города год, это вполне логично, и она станет прекрасным подарком не только для тюменцев, всех россиян, но и для зарубежных гостей и читателей», — считает Сергей Фирцев.
Формат первого издания: 170×240, твердый переплет, 220 страниц, 200 иллюстраций. Средства, вырученные от продажи книг, будут использованы в работе над проектом создания Музея фотографии.