Сегодня заместитель полпреда Виктор Басаргин провел окружное координационное совещание «Интенсификация жилищного строительства и развитие системы жилищного финансирования с использованием механизма жилищного кредитования населения в Уральском федеральном округе».
Объемы жилищного строительства в Уральском федеральном округе за последние 15 лет сократились в 2,7 раза (с 6,5 млн кв м до 2,4 млн). Если посмотреть на динамику объемов жилищного строительства в УрФО, то, например, в Тюменской области в 1985 году было построено 832 тысячи кв метров, а в 2001 — всего 383 тысячи.
Меньше всего жилья в прошлом году построено в Курганской области (75,4 тыс. кв. метров) и на Ямале (89,9 тыс. кв. метров).
Сокращение объемов ввода жилья в эксплуатацию привело к заметному ухудшению положения в строительном секторе, убыточности многих строительных предприятий.
Важные изменения произошли и в структуре источников финансирования жилищного строительства. Доля бюджетных средств, составлявшая до начала реформ 80%, сократилась примерно до 26%,
Аналогичные процессы коснулись строительства жилья, финансируемого за счет средств предприятий и организаций (сокращение в 2 раза), и только доля жилья, возводимого за счет индивидуальных застройщиков, увеличилась примерно в 2 раза.
В настоящее время 60% всего жилищного фонда находится в частной собственности. Создана база для развития рынка жилья.
Сокращение бюджетных ассигнований привело к резкому снижению площади бесплатного жилья. Число граждан, имеющих зарегистрированное право на такое жилье, в Уральском федеральном округе составляет около 1 млн.
Сохранение существующего жилищного фонда и последовательное замещение ветхого, аварийного и морально устаревшего жилья новым стали важнейшими задачами. Решение их крайне осложнено ограниченностью финансовых ресурсов населения и государства.
От 15 до 30% жилищного фонда нуждается в капитальном ремонте. Форсированное выбытие неотремонтированного жилищного фонда может привести к тому, что жилищное строительство не будет в состоянии его компенсировать. Поэтому необходимо принимать превентивные меры воздействия на ситуацию.
Ответственность за процесс строительства жилья это в равной степени касается всех уровней государственного и местного самоуправления, следовательно, нужна точная рассчитанная стратегия жилищной политики, обоснованные инвестиционные программы и эффективные механизмы регулирования.
Задача состоит в том, чтобы объединить и аккумулировать финансовые ресурсы, кредитные механизмы в секторе жилищно-строительного бизнеса. Инвестировать стоит не в строителей и производство, а потребителей, покупателей жилья.
Ключевым звеном этих расчетов является создание федеральной системы ипотечного жилищного кредитования, иных финансовых механизмов. Уже сегодня спрос на ипотечные кредиты существует примерно у 30% населения округа. Это почти 1 млн. семей. С учетом вторичного рынка жилья — это 500 — 600 тыс. квартир.