Его создали школьники, которые приняты на работу в российскую высокотехнологичную компанию.
12 апреля Россия отмечает День космонавтики в честь первого полета в космос человека Земли — летчика-космонавта Юрия Гагарина. 90-летие со дня рождения Юрия Алексеевича мы также отмечаем в этом году. Первым в своем роде оказался и урок, посвященный этому полёту, который провел для тюменских школьников искусственный интеллект — интеллектуальный агент-аватар, созданный самими ребятами.
Проект образовательного агента на базе аватара реализован группой ребят 13-17 лет, работающих уже более трех лет в высокотехнологичной компании — Объединении когнитивных ассоциативных систем (ОКАС). Разработанная ребятами система работает как большой нейросетевой ансамбль, включающий в себя большие языковые модели (LLM), технологии синтеза контента на основе поисковых запросов (RAG), высокоточные классификаторы, веерные нейросети, сети распознавания и синтеза детской речи. Сам аватар представляет собой отсканированную с помощью 3D-сканера цифровую модель одного из юных сотрудников — ученика 21-й тюменской гимназии Петра Евдокимова.
Аватар рассказал ребятам о том, какой была подготовка к первому космическому полету, каким образом отбирали космонавтов и, конечно, о том, что происходило с кораблем «Восток-1» на орбите. Искусственный интеллект ответил на все вопросы о первом полете, заданные ребятами, сам задал встречные вопросы и оценил ответы ребят.
«Полет Гагарина сыграл огромную роль в изучении космоса. Он отважился стать первопроходцем в этой сфере и благодаря этому сейчас люди уже планируют колонизировать Марс. Мне было безумно интересно создавать систему искусственного интеллекта для выступления на эту тему», — говорит Роман Дунаев, дата-инженер и ученик 10 класса школы № 70.
«В этом проекте я занимался разработкой системы генерации контента на основе поиска информации — Retrieval Augmented Generation, сокращенно RAG. Это такие системы, которые с помощью больших лингвистических моделей могут решать большое количество задач по поиску информации в базах данных и текстах. В рамках данного проекта RAG используется для ответов на вопросы пользователя по документам. Для достижения необходимого результата мне нужно было обеспечить индексацию документов, работу системы с векторным хранилищем и настройку моделей эмбедингов. Чтоб языковая модель выполняла свою задачу, также нужно было заниматься написанием системных промптов для реализации агентского подхода. Все эти технологии позволили создать функционал, отвечающий за опрос ребят по темам лекций и оценку их ответов», — рассказывает участник специальной проектной группы ОКАС, юниор-инженер глубокого обучения Илья Черных.
Кроме создания программ и нейросетевых моделей, ребята самостоятельно подбирали литературу о первом полете в космос с достоверной информацией, чтобы загрузить ее в систему, обрабатывали тексты, готовили аватар к проведению лекции.
Дети в рамках специальной детской проектной группы компании работают на основании постоянных трудовых договоров (для младших школьников договора заключаются с родителями ребят) с 2021 года и уже создали не один проект. В рамках программы на работу в компанию были приняты более 20 детей из московских, тюменских, оренбургских и самарских школ. Дети-участники программы не просто учатся, а работают в качестве юниоров на позициях дата-инженеров, инженеров программистов, специалистов по глубокому обучению и руководителей проектов.
Фото: Объединение когнитивных ассоциативных систем