Продюсерский центр «Мастера сердечных механизмов» дебютировал спектаклем Евгения Гришковца «ОдноврЕмЕнно». Первый блин вышел не комом: живая музыка в холле театра кукол и масок создавала атмосферу респектабельности, журналисты и завсегдатаи театральных тусовок неспешно фланировали и потягивали в баре мартини, встреча с человеком-спектаклем дарила ощущение хорошего вечера.
Евгений Гришковец — один из самых модных сейчас в столице драматургов, в недавнем прошлом он стал лауреатом премий «Золотая маска» и «Триумф». Номинация, в которой Гришковец получил свои награды, не случайно называлась «новация», ведь такого театра, который «делает» он — зритель как будто и не знает.
Жанр моноспектакля совсем не прост. Попробуй, послушай что-то такое-эдакое полтора часа! С другой стороны: что надо говорить особенное, чтобы тебя так долго слушали? Евгений Гришковец нашел, видать, нужные слова. Его простодушная философия подкупает зрителя, более того, заставляет радостно удивляться, что ведь и ты сам думал и чувствовал нечто очень и очень похожее.
Граница между зрителями и актером весьма условна. «Вот я сейчас перейду через веревочку, свет изменится, тогда спектакль и начнется», — предупреждает актер. И точно. Он переходит за свою веревочную границу в мир, где в небе вертятся картонные самолеты, где в этом большом, как вселенная, и маленьком, как кухня в типовой квартире, мире живет он — автор, актер, «человек-один-из-нас». И с восхитительным простодушием рассказывает нам о нашем же мире, в котором каждую секунду в небе одноврЕмЕнно (!) летят тысячи самолетов, и тысячи людей сидят в этих самолетах. О том, как тысячи железнодорожников «никуда не едут», а всю жизнь остаются в одной точке.
Его лирический герой рассказывает о том, как важно, вот так взять, и попробовать на вкус собственное бытие. Бессмысленно пыжиться и ежиться и стараться сделать это искусственно, но как здорово, когда вдруг — ниоткуда — возникает это волшебное ощущение — «ка-ак почувствоваал!».
Зрители то и дело хохочут и периодически (простите нас великодушно за невежество!) срываются на хлопки. А Гришковец на сцене словно и не слышит этих аплодисментов, он говорит то об одном, то о другом, о вещах, казалось бы, не очень связанных между собой, но и одноврЕмЕнно (!) неразрывных. Он снимает картонную звездочку и, не жадничая, предлагает каждому зрителю загадать желание, а ну, как оно исполнится! И сам загадывает. Ведь с этими настоящими большими звездами — одна морока: они так внезапно падают, что ты не успеваешь придумать даже самое завалящее заветное желание.
Он говорит сам с собой и с добрыми друзьями, которые вот так, без особых приготовлений, взяли да забежали в гости после работы. И теперь, по-семейному, в трусах (ведь все свои!) сидят на кухне и слушают его монолог. А потом разбредаются и спрашивают друг друга — ну, как тебе. И почти стесняются признаться, что было душевно…
Новый проект Владимира и Сергея Богоделовых обещает быть удачным. «Мастера сердечных механизмов» эти самые механизмы завести сумели.