12 мая Госдума планирует рассмотреть в первом чтении альтернативные законопроекты "Об издании учебной литературы и обеспечении ее доступности" и "О федеральном комплекте учебников для общеобразовательных учреждений".Однако комитет по образованию и науке рекомендовал Госдуме отклонить в первом чтении оба проекта.
12 мая Госдума планирует рассмотреть в первом чтении альтернативные законопроекты «Об издании учебной литературы и обеспечении ее доступности» и «О федеральном комплекте учебников для общеобразовательных учреждений». Проект закона «Об издании учебной литературы и обеспечении ее доступности» был внесен в ноябре 2000 года депутатами Владимиром Гребенюком, Иваном Мельниковым, Тамарой Плетневой, Андреем Скочем, Олегом Смолиным, членами Совета Федерации Вячеславом Мироновым и Валерием Сударенковым. Документ определяет государственную политику в области издания учебной литературы. В соответствии с законопроектом, учебники для государственных и муниципальных образовательных учреждений должны приобретаться за счет государственных средств. За счет средств федерального бюджета авторы проекта предлагают приобретать учебники и учебные пособия для 70% обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях и для их педагогических работников. Речь идет о книгах, включенных в федеральный комплект учебников. Регламентированы вопросы государственного регулирования и господдержки в области издания учебной литературы. Проект содержит нормы, направленные на защиту потребителя от некачественных учебных изданий. Урегулированы вопросы сертификации и грифования учебной литературы, определены основные принципы и порядок формирования федерального перечня учебных изданий, а также порядок издания учебников и учебных пособий, приобретаемых за счет средств федерального бюджета. Признанный альтернативным законопроект «О федеральном комплекте учебников для общеобразовательных учреждений», внесенный депутатом Игорем Лебедевым и депутатами Госдумы третьего созыва Вадимом Булавиновым, Павлом Коваленко и Александром Шубиным, предусматривает финансирование в полном объеме за счет средств федерального бюджета разработки, издания и доставки учебных изданий, необходимых для обучающихся и педагогических работников государственных общеобразовательных учреждений. Как сообщает управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ, его концептуальное отличие от законопроекта «Об издании учебной литературы и обеспечении ее доступности» состоит в том, что он регулирует отношения в области учебного книгоиздания только для общеобразовательных учреждений, а финансирование учебников полностью возлагает на федеральный бюджет. Комитет по образованию и науке рекомендовал Госдуме отклонить в первом чтении оба проекта, поскольку их положения не соответствуют изменениям, произошедшим в российском законодательстве за последние пять лет. В соответствии с ныне действующим законодательством, вопросы приобретения и доставки учебных изданий для общеобразовательных учреждений находятся в ведении субъектов Федерации и финансирование в указанной сфере осуществляется органами местного самоуправления или через субвенции субъекта Федерации местным бюджетам. По мнению Комитета, ни один из предложенных проектов не содержит решения проблемы учебного книгоиздания. Вместе с тем, в виду актуальности указанной проблемы, Комитет создал рабочую группу, которой предстоит с учетом последних изменений в законодательстве подготовить новый проект закона об учебном книгоиздании.