Например, 12-летнюю Лиду в годы войны считали незаменимой при строительстве торпедных катеров.
Накануне на встрече с историком Виктором Южаковым и скульптором Сергеем Титлиновым в «Конторе пароходства» рассказали о Тюмени в годы войны. Дело в том, что все наши знания о тыловой Тюмени очень поверхностны. На слуху только тезисы и скупые цифры. Мы строили торпедные катера, изготовляли планеры, мотоциклы. Все знают, что в Тюмени еще создали поезд-баню. При этом крайне мало ярких историй.
Изучая архивы для своей диссертации «Мобилизационные процессы в промышленности Тюменского региона (1938−1945 годы)», Виктор Южаков узнал много интересного.
«Мы знаем лишь малую часть, в архивах информации ещ на пять диссертаций, — признался в беседе с корреспондентом «Вслух.ру» историк.
Все знают, что в Тюмени были военные госпитали, врачи поставили на ноги 70 тысяч раненых, умерли 226 человек. В годы войны у нас работали прекрасные врачи. Виктор Петрович назвал одного из них — это хирург Николай Васильевич Сушков. На его счету 2000 успешных операций. За свои заслуги тюменский хирург был награжден орденом Красного Знамени. Он умер в 1962 году, во времена Хрущева, и был незаслуженно забыт. В медицинском издании в Тюмени о Николае Сушкове лишь одна строчка — о том, что благодаря ему в Тюмени началось донорское движение.
Вместе с ведущими историк рассказал и о 12-летней Лиде Воинковой, без которой не могли обойтись рабочие при изготовлении торпедных катеров. Девочка залазила в жерло торпедных аппаратов диаметром 503 мм и помогала с их креплением. Никто кроме Лиды физически не смог бы туда залезть и выполнить все работы.
Девочка трудилась вместе со всеми по 12 часов, была стахановкой и за свою работу получала помимо зарплаты увеличенную до 1 кг норму хлеба. Остальным рабочим давали по 800 граммов хлеба.
Сергей Титлинов рассказал еще об одном ребенке-токаре, который вытачивал хвостовики для мин. Директор предприятия обращался к мальчику по имени-отчеству — Борис Степанович. Дело в том, что Боря вытачивал по 2000 хвостовиков за смену. Далеко не каждый взрослый мог похвастаться таким же результатом. Борис Степанович был увековечен скульптором в барельефе на Исторической площади у Вечного огня.
В Тюмени делали для фронта тяжелые мотоциклы. Выпустили 427 единиц. Однако вскоре производство перевели в Ирбит. Виктор Петрович объяснил почему. Оказывается, в Тюмени не было достаточного количества асфальтовых дорог, и испытания мотоциклов проводили в тюменском цирке шапито, ездили на них по арене.
Отдельного внимания заслуживает тюменская фанера, ее обрабатывали бакелитовой смолой и делали из нее корпуса самолетов — истребителей и штурмовиков. Только бомбардировщики — из алюминия. А бакелитовую смолу изготавливали на тюменском заводе Пластмасс.
Прозвучала и масса других фактов и удивительных историй о Тюмени в годы войны. Сейчас идет работа по сбору архивных документов, их запрашивают в том числе из Омска. Документы будут переданы в Москву, где должны решить — достойна ли Тюмень звания «Города трудовой доблести». Параллельно ведется голосование. Проголосовать за наш город можно на сайте, который так и называется — За-тюмень.рф. Помните, что важен каждый голос.