Все подробности знаменитой сказки «Городок в табакерке» спрятаны под лакированным деревом и живописными вставками: вращающийся барабан со штырьками-нотками, звонкие пластины вместо колокольчиков, шестеренки, заводная пружина...
В «Музее истории дома
Солнечные часы изобрели больше четырех тысяч назад, у древних были водяные и песочные измерители времени, но первые механизмы появились только в конце средневековья, когда жизнь стала стремительно набирать обороты, и растущим городам потребовались хронометры, которые бы задавали ритм делового распорядка. Башенные часы были гордостью городов, и еще долгое время спустя, когда мастера с лупой в одном глазу научились изготавливать хитроумные маленькие часики, горожане с удовольствие украшали свои интерьеры часами, упрятанными в высокие шкафчики-башни. Часы были предметом не только функциональным, но и статусным, они могли многое рассказать о хозяине — его достатке, образованности, вкусах.
С другой стороны, к дорогостоящим механизмам относились очень бережно, и их тиканье сопровождало не одно поколение хозяев — отсчитывая минуты настоящего, они становились свидетелями былых времен.
В фондах краеведческого музея хранится целый город часов. Есть в нем часы-башни в стиле модерн и небольшие настенные часы с классическими эмалевыми колоннами, целую улицу составляют ходики в резных «наличниках», есть кабинетные часы из черного гранита — настоящий дворец в палладианском духе. Особая гордость музейного реставратора Леонида Парфенова — музыкальные механизмы, снова запевшие спустя сто лет молчания. «Сейчас, — говорит экскурсовод, — вы услышите, как звонили будильники!». Ну и чего я не слышала? Этот ужасный звук и по сей день заставляет вздрагивать насильно пробуждаемого человека.
Но вот Леонид Михайлович что-то подкрутил в будильничке, и тот запел — прекрасные нежные звуки складываются в мелодию, которая бережно переносит хозяина из сна в реальность, а потом еще и заставляет сделать бодрую гимнастику: «Раз-два-три-четыре
Спасибо, господа! Переходим к водным процедурам».
Мелодии живы и в больших шкатулках-полифонах. Все подробности знаменитой сказки «Городок в табакерке» спрятаны под лакированным деревом и живописными вставками: вращающийся барабан со штырьками-нотками, звонкие пластины вместо колокольчиков, шестеренки, заводная пружина. Но нам знать устройство музыкальной шкатулки не обязательно — достаточно покрутить ручку завода и выбрать один из десятка «треков»: канон, мазурку или краковяк.
Небольшая экспозиция надолго задерживает любопытного зрителя, увлекая то историей ходиков, то архитектурой курантов, путая во времени, ведь у каждых часов оно свое.