Dipol FM | 105,6 fm

Город просыпается благодаря "Снам". Субъективно о фестивале уличных театров

Фестиваль уличных театров относится к тем вещам, которые превращают столицу деревень в город не только внешне, как брусчатка и фонтаны, но и внутренне...

Четвертый фестиваль уличных театров «Сны улиц» начался с метеорологического фокуса: буквально к началу церемонии открытия фестиваля кончился ливень, потом природа копила молнии и тучи, чтобы разразиться живописной бурей сразу после спектакля. Клоуны театра «Мимикрия» как чувствовали, что погода на их стороне — они не унывали, вымокнув под дождем (зато сквозь намокшие пиджаки просвечивали футболки с логотипом генерального спонсора, Utel!) и принялись выметать лужи со сценической площадки, даже промокать их полотенцами. Праздник начался с краткого представления всех участников. Пятиминутные выступления — как аперитивы, раздразнившие аппетит публики, полные выступления можно было увидеть в течение двух следующих дней фестиваля. На этот раз организаторы дали каждому артисту возможность показать свою программу как минимум два раза. Начал презентацию знакомый тюменцам человек-оркестр из Германии Бернард Шнайдер. На пресс-конференции он признался: «Я выучил несколько новых песен, но в целом это устоявшаяся программа. Чего-то я разленился». Но и со старой программой Бернарда были очень рады видеть в Тюмени: к нему выстраивалась очередь за автографами, барышни смущаясь, бормотали, как он им нравится, а одна даже не постеснялась выйти на сценическую площадку, чтобы сфотографироваться с человеком-оркестром, которого ждала целый год. Музыкант сказал, что очень рад снова быть в Тюмени, ему нравится здешняя отзывчивая и щедрая публика, а еще: «Удивительно наблюдать, как город растет, например, вон того здания в прошлом году не было». О том, как растет, изменяется, хорошеет Тюмень, говорил на встрече с журналистами и московский клоун БО (Борис Оскотский) из цирка на Цветном бульваре. БО выступал в старом тюменском шапито в тот день, когда на представление пришел губернатор Сергей Собянин, и директор цирка осмелилась попросить о новом здании. БО — классический цирковой клоун, его репризы легко предугадать, но все же старый номер с ручьями слез, поливающими публику, или волосами, встающими дыбом, вызывает оживление. Главными зрителями клоуна БО и его дрессированной собачки-марионетки стали дети, восторженным визгом встречавшие каждый новый трюк. В программе «Снов улиц» выступала и финская цирковая группа «Новый мир» (Circus Uusi Maailma) из города Ювяскюля. Артисты представляют театрализованное акробатическое шоу с музыкальным сопровождением — совсем не то, что мы привыкли понимать под цирком. Название программы «Hanging around» можно перевести как «болтаться, зависать», и она оправдывает его во всех смыслах — артисты болтаются и зависают в воздухе и при этом создают атмосферу приятного ничегонеделанья. Полномасштабное представление финнов состоялось на второй день фестиваля в сквере имени Немцова. Артисты расположились на треугольном газоне, между высоченных лиственниц натянули тросы, качели, полотнища для воздушной гимнастики. Почти часовое шоу продолжалось под аккомпанемент аккордеона и контрабаса — улыбчивый бородач в зеленом берете и седовласый басист с хвостиком если и брали паузу, то лишь для того, чтобы повисеть вверх ногами или неторопливо покувыркаться в воздухе. Вместе с ними висели, качались, кувыркались и дурачились две артистки-гимнастки. Продюсер и руководитель труппы Зея Хаккарайнен (Seija Hakkarainen) пояснила, что представленное в Тюмени шоу было придумано специально для «Снов улиц», показано у нас в первый, а возможно, и последний раз. Оно состоит из нескольких интермедий, перетекающих одна в другую и создающих беззаботно-созерцательное настроение. Артисты играют в выше ноги от земли, перекидываются бутылками с водой, орешками и леденцами; они наряжаются, переодеваются, курят, гуляют, ссорятся, пляшут, как бы между прочим проделывая головокружительные номера. Финский цирк — неторопливый, флегматичный, доброжелательный и очень экологичный. Речь не только о зеленой лужайке, на которой они будто «так и росли», но и о душевном настрое зрителей. Надо сказать, публика, сначала окружившая площадку плотным кольцом, под конец поредела. Динамики рвущего душу пафоса даже связного сюжета в этом представлении нет. Но оно похоже на литературное произведение, в котором ты наслаждаешься не столько сюжетом, сколько красивым, богатым языком. Или на реку, огонь, игры детей — те вещи, на которые можно смотреть бесконечно. Цирковую тему развил и тюменский фокусник Александр Яблочков. Он известен как сценический маг, но директор «Снов улиц» Любовь Лешукова предложила попробовать себя в уличной магии, наиболее популярном во всем мире жанре. На пресс-конференции фокусник сказал, что собрал в новую программу трюки, наиболее подходящие для улицы, в чем-то ориентировался на американского мага Дэвида Блейна. Яблочков представлял фокусы с простыми элементами: металлическими кольцами, веревками, платками. Несмотря на опыт артиста, его «Street Magic Show» не хватило непринужденности, легкости, которая превращает ловкость рук в магию. Одно из самых слабых мест артиста — комментарии и диалоги с публикой. К сожалению, ни один тюменский шоумен не может похвастаться той легкостью в обращении со словом, какую продемонстрировал канадский повелитель воздушных шаров Шон Руни. Формально его специальность — делать из латексных разноцветных шаров забавные фигуры или издавать с их помощью львиный рык, звуки бас-гитары или скрипочки. Но эти чудеса немногого стоили бы, не умей Руни захватить, очаровать, влюбить в себя публику. Кажется, ему это удалось, даже несмотря на языковой барьер, созданный не вполне компетентной юной переводчицей. Впрочем, канадец, кажется, привык работать в России, и многие свои номера комментирует по-русски, вызывая этим дополнительные порции восторга. «Ой, куда пропали мои волосы!» — восклицает он, снимая панаму. И тут же протягивает панаму столпившимся у сцены детям: «Пойдите к родителям и принесите денег, это ведь уличный театр, помогите мне заплатить за шары». Участники «Снов улиц» работают на фестивале без гонораров, хотя в Европе принято платить за работу бродячих артистов. «Это начинающий фестиваль, мы понимаем, как для него важно встать на ноги», — объясняет Жустин Ленор из страсбургского театра «Пешеходная улица» (Theatre Rue Pietonne). Во Франции фестивали уличных театров стали развиваться в 1970-е годы, с тех пор хотя бы один фестиваль появился почти в каждом маленьком городке. Та же картина наблюдается во всей Европе, в Англии и даже в Японии и Корее: «Потому что это очень выгодно — с политической, культурной, экономической, туристической точки зрения. Мы немного знали о России: Москва, Санкт-Петербург. Но теперь мы знаем Архангельск, потому что там проходит фестиваль. Теперь мы знаем Тюмень». Тюмень в маршруте бродячих артистов оказалась между выступлениями на фестивалях во Франции и в Голландии. В отличие от чисто развлекательных цирковых шоу, театр «Пешеходная улица» во всех постановках обращается к теме защиты окружающей среды. «Мы живем в эпоху глобального потепления и других катаклизмов и несем за это ответственность, — пояснил Жустин Ленор. — Наш театр старается говорить об этой ответственности. Спектакль „Камила“, представленный на фестивале, посвящен рассказу о животных, обреченных на вымирание, об одном виде, который доминирует над другими — о человеке. Но, несмотря на то, что в этом есть экологическая подоплека, наша первая задача — развеселить, удивить публику, так что шоу смотреть не скучно!» Спектакль начинается с появлением Человека. Задумчиво осмотрев окрестности, он перевоплощается в дрессировщика в элегантном костюме, в шляпе, но без лица. Человек повелевает гигантской гофрированной трубой. Нежное, застенчивое существо, похожее на червя, по мановению руки извивается, сворачивается в кольца и спирали. По Тюмени развешаны афиши циркового представления с белыми тиграми — футуристический червь похож на дрессированного тигра. Человек теребит его, сует голову в пасть, тростью указывает, что делать, награждает за трюки лакомствами, похлопывает по бокам, изображая ласку. Публика заворожено следит за трюками, умиляется — какой же умный зверь, как смелый дрессировщик. Дрессировщик неутомим, под охотничьи тамтамы он показывает самый рискованный трюк: выманивает из гофрированной трубы четвероногое Существо, напоминающее человека. Но стоит зверю проявить непослушание, повелитель загоняет его в длинную трубу. Пока самоуверенный человек раскланивается перед публикой, труба подбирается к нему и пожирает. Вскоре она распадается на два гигантских червя, наивных и простодушных. Природа, как ни пытайся ее дрессировать, побеждает. Финал у спектакля оптимистичный и даже смешной — черви умудряются развеселить публику, общаясь со зрителями и друг с другом только посредством пластики. Сюрреалистические монстры без лица и рук устраивают шоу, от которого невозможно оторваться. Один червяк съел сумку зрительницы, а другой «зажевал» меня. Внутри гофрированного кокона азартно гримасничал и шуршал актер Стефан Клехенс (Stefan Klehenz), исполнитель роли Существа. По-моему, спектакль страсбургского театра было самым удивительным, добрым и волшебным из всех представленных на фестивале. Притом, что в уличном театре очень важно установить контакт со зрителем, им удалось избежать заигрывания с публикой. Они просто делали, что умеют, и это было хорошо. Совсем другой стиль самопрезентации у фронтмена театра «Королевский жираф» из Эстонии. Стас Варкки в образе белого клоуна обходит круг зрителей и заглядывает каждому в глаза, внушая трепет. Его клоун — не печальный беспомощный Пьеро, а средневековый палач, с мрачным торжеством напоминающий, де в нашем мире царит хаос, зло и насилие, не стоит обольщаться иллюзиями чистенькой цивилизации. Варкки увлечен готической мрачностью, он верит в ее чарующую силу, как подросток. Он умеет пустить холодок ужаса по спинам зрителей, но до того упивается своей всесильностью, что в какой-то момент нагоняет уже не гипноз, а скуку и иронию. Театр «Королевский жираф» — это по сути два человека — много лет Стас Варкки и Лариса Лебедева изучают пластическое искусство и совершенствуют свои перформансы. В «Карнавале» с ними работают две юные барышни, Анна Дмитриева и Анна Варки. И вот женский состав работает совершенно в духе европейских коллег: взгляд направлен внутрь себя, движения преисполнены грации, сложнейшие трюки выполняются с впечатляющей невозмутимостью. Нарочитая отстраненность не отталкивает, а притягивает взгляд, гипнотизирует куда больше, чем настойчивая агрессия Варкки. Артисты не устают удивлять публику, извлекая все новые штучки, выделывая все более сложные финты: танцы ветра с полотнищами разноцветных флагов, огненное шоу, жонглирование саблями, акробатические трюки, роскошные костюмы и венецианские маски. «Королевский жираф», безусловно, показал интересное шоу высокого уровня, ставшее открытием для тюменской публики. Только к коллективу заведомо высокого класса и требования выше, от него ждешь не только визуальных эффектов, но и метафизических откровений, открытий на уровне не тела, но духа. Тюменский театр «Мимикрия» развивается одновременно в двух направлениях, не отдавая видимого предпочтения ни пластической, ни содержательной части спектакля, так что и идеальной не выглядит ни одна из составляющих. «Дорога дураков» — импровизация в стилистике телепередачи «Деревня дураков». Только в отличие от пошловатых сюжетов «Маски-шоу» произведение «Мимикрии» пронизано благочестивой назидательностью. Перед нами метафора Руси, страны, где живут неплохие, но ленивые и по большей части несерьезные люди. С телеги, которую один построил, а все на готовенькое уселись, то и дело исчезают люди, уходя вслед за ханжеского вида странницей в белом. Кто эта странница, так до конца и неясно: то ли благочестивая тетушка, обращающая в свою веру гуляк, забияк и пьяниц, то ли смерть, которой так чурается единственный хозяйственный человек в компании. В любом случае Белая всех себе заграбастала и правит теперь телегой с присмиревшими дураками… Спектакль строится как народная сказка, с многочисленными повторениями, которые сначала смотреть интересно, потом скучно, а потом все равно, потому что зритель, подобно героям, обреченно втягивается в сказочную рутину. Театр «Мимикрия» четвертый год умудряется сделать фестиваль «Сны улиц» все более интересным и комфортным для публики. Тут уместно употребить высокопарное «подвиг», потому что фестиваль, открывающий Тюмени европейскую городскую культуру, зиждется на личной увлеченности Любови Лешуковой и ее артистов. «Сны улиц» дарят городу праздник, знакомство с разножанровыми театрами со всего мира, преображают улицы (ведь зачинщиками городского карнавала были именно участники первого фестиваля!). Однако Лешукова была вынуждена отметить, что по мере развития фестиваля его организация становится не проще, а сложнее. Куратор и Мастер фестиваля Илья Рутберг призвал журналистов, горожан, чиновников по достоинству оценить те усилия, которые «Мимикрия» прилагает к «воспитанию душ», и всячески поддерживать замечательное начинание. Городские власти помогают, но этой помощи никогда не бывает много. А ведь фестиваль уличных театров относится к тем вещам, которые превращают столицу деревень в город не только внешне, как брусчатка и фонтаны, но и внутренне.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Тюменцам объяснили, как правильно срезать вербу
Тюменцам объяснили, как правильно срезать вербу
Обрывая ветки, можно нанести вред дереву.
#верба
#Вербное воскресенье
#новости Тюмени
Уровень реки Ишим в Викуловском районе растет
Уровень реки Ишим в Викуловском районе растет
Деревни Заборка и Тюлешов Бор отрезаны от большой земли.
#паводок
#деревня
#Викуловский район
#новости Тюмени
Клуб «Женская академия» работает в Омутинском
Клуб «Женская академия» работает в Омутинском
Участницы клуба - женщины, проходящие социальную реабилитацию в одноименном отделении.
#женский клуб
#клуб по интересам
#новости Тюмени
#общество
В лесах Тюменской области будут высаживать сосны
В лесах Тюменской области будут высаживать сосны
300 тысяч саженцев сосны посеяли еще два года назад, этого хватит для восстановления 100 гектаров леса.
#лес
#сосны
#саженцы
#авиабаза
#новости Тюмени
Более 70% памятников архитектуры в Тюменской области в хорошем и удовлетворительном состоянии
Более 70% памятников архитектуры в Тюменской области в хорошем и удовлетворительном состоянии
К реставрации памятников активно привлекают частных инвесторов.

#памятники
#архитектура
#культурное наследие
#инвесторы
#новости Тюмени