1. Хорошо забытое старое
Уже с 1 января можно приобрести книги, в выходных данных которых указано: Тюмень, 2004. Книгоиздатель Юрий Мандрика рассказал, что это новейшее маркетинговое веяние — читатели неохотно берут «несвежие» книги прошлого года выпуска, поэтому при оформлении «пограничной» (выходящей в декабре или даже в ноябре) книги предпочтение отдается новому году.
«Мандр и Ка» представляет публике очередные краеведческие раритеты. Тиражом всего триста экземпляров вышел сборник документов «Тюмень в семнадцатом столетии». Составитель книги, опубликованной впервые в начале 20 века, Петр Головачев служил в Александровском реальном училище, а после стал приват-доцентом Московского университета. Несмотря на то, что это он первый обозвал Тюмень «гнездом народного невежества», документы собраны тщательным образом, чтобы максимально точно нарисовать жизнь старинного нашего города. В редкой библиотеке сегодня можно обнаружить то, первое, издание «Тюмени в семнадцатом столетии», и ни в одном из найденных Мандрикой экземпляров не сохранилась старинная карта. Современное издание этот недостаток компенсирует, приводя карту Тюмени образца 17 века.
Вторая новинка — репринт сравнительно-этнографических очерков Виктора Михайловского «Шаманство», издания, вышедшего в 1892 году. Историк планировал создать масштабное исследование шаманских практик не только инородцев Европейской России и Сибири, но и туземцев Австралии, Африки, Азии, Америки. Свет увидела только первая часть исследования, которая и переиздана «в 2004 году».
2. Стихи на заборах
С января по июнь действует акция «Поэтические листовки». Проект «Стихи на улицах» обеспечивается грантом концерна НИККА и Благотворительного фонда развития Тюмени. Получатели гранта — молодые люди: студенты, литераторы, журналисты — задумали растормошить и даже в некотором роде воспитать горожан. Листовки будут содержать стихотворение, портрет автора и краткие комментарии. Поэтов выбирают хороших, но, в силу исторических обстоятельств, не очень популярных. Будет, например, древнеримский Катулл, или Анненский, или Хармс, которого многие со школьной скамьи привыкли считать детским поэтом.
Дважды в месяц новые листовки будут развешиваться на рекламных щитах городского Центра информации, на вузовских досках объявлений. Ведутся переговоры о размещении листовок в городских автобусах и на страницах некоторых газет.
3.Многозначительное молчание
В мае нового года в Тюмени планируется провести Седьмой международный фестиваль пластики пантомимы «Мимолет-2004». Среди участников фестиваля былых лет известные мимы США, Франции, Германии, Монголии, стран СНГ.
Почему Тюмень, где даже театральная культура пантомимы совсем не развита, избрана местом проведения такого большого и представительного фестиваля? Организатор ежегодного праздника, известный мим, директор частного театра «Terra Pantomima» Валерий Шевченко объяснил выбор тем, что он хочет поддержать своих друзей — молодой театр «Мимикрия» при институте искусств и культуры.
Кроме того, маэстро считает для себя важным пропагандировать почти незнакомое сегодняшнему массовому зрителю искусство молчаливого разговора.
Впрочем, «Два вечера блистательной пантомимы», прошедшие в начале декабря при участии тюменского и московского театров, показали, что главный зритель пантомимы в Тюмени — человек весьма молодой. Многочисленную публику вечеров составляли активисты студенческого фестивального движения. Неожиданным «пиаром» искусства послужили ежегодные мастер-классы Валерия Шевченко и его партнерши по театру Алеси Гмыри, проходившие в рамках областных фестивалей «Золотая осень» и «Студенческая весна».
4. Стратегия «Стеллер-300»
На 14 мая назначены первые «Стеллеровские чтения». Сегодня о немецком ученом Георге Стеллере, участнике Камчатской экспедиции, естествоиспытателе, исследователе Сибири и Дальнего Востока в Тюмени, говорят немногие специалисты и знатоки. Ни школьники, ни большинство студентов не ответят на вопрос, кто таков был этот Стеллер, разве что корову вспомнят, названную его именем.
Скоро все переменится, считают инициативные историки, школьные учителя краеведения и сотрудники Института гуманитарных исследований при ТГУ. Поскольку этот ученый мирового масштаба четырежды побывал в Тюмени и умер здесь в 1746 году, у нас есть все основания считать немца городской достопримечательностью и внимательно изучать его наследие.
Так появилась идея памятника Стеллеру, если не реального (дело стало за изображением героя), то виртуального — в виде сайта. Далее возник еще и план международной конференции «Стеллер-300», которая должна состояться в 2009 году, когда будет отмечаться трехсотлетний юбилей исследователя.
Ежегодные «Стеллеровские чтения» станут разгонной полосой для глобального праздника — известно, что «стеллерологией» увлечены ученые Германии, Дании, Швеции и Аляски.
Первая тема чтений сформулирована как «Ученые эпохи Стеллера». К подготовке докладов об экспедициях и подвигах Беринга, Лепехина, Макарова, Овсена и, конечно, Стеллера будут привлечены студенты и аспиранты классического университета, института культуры, нефтегазового университета и старшеклассники.
Один из участников организационного комитета «Стеллер-300» заметил, что когда-то также начинались никому не понятные и не известные «Словцовские чтения». Теперь это — мощная и довольно представительная ежегодная краеведческая конференция.
5. Музей под открытым небом
На одной из предвыборных пресс-конференций мэр города Степан Киричук сделал историческое заявление, которое ему можно припоминать до тех пор, пока оно не будет воплощено в реальности. Во-первых, мэр лично изучил овраг за зданием музея «Городская Дума» и пришел к выводу, что неплохо бы там устроить музей деревянного зодчества. Перевезти в лог не успевшие сгореть или сгнить дома с резными наличниками и карнизами, да и учредить заповедник.
Во-вторых, Степан Михайлович сообщил, что областному краеведческому музею будут компенсированы экспозиционные площади, утраченные при передаче собора Петра и Павла епархии. «Изыскивается возможность арендовать площади в районе улиц Профсоюзная, 50 лет Октября, Советская», — сказал мэр.
6. Открыточный бум
Впервые со времен 400-летнего юбилея в Тюмени появился набор видовых открыток. Фотограф Сергей Галкин и искусствовед-краевед-дизайнер Елена Галкина в 2003 году работали очень плодотворно и помимо открыток выпустили еще и краеведческий фотоальбом «Поставиша град Тюмень». Дело авторам понравилось и получило отклик среди издательских и туристических фирм, так что в 2004 году Галкины намерены создать еще как минимум две коллекции, представляющие разные ипостаси города.
Что же до первого выпуска, он вызывает двойственные чувства. С одной стороны, очевидно, что видовые открытки, да еще с историческим комментарием нужны не только гостям, но и жителям Тюмени. Тем интереснее, что Галкины попытались совместить истории купеческих домов с их современным обликом, зримо восстановить связь времен. Очень понятен трепет Елены Геннадьевны, которая обнаружила вдруг, что у ее города есть не только недостатки (отсутствие метро и грязь, например), но и многопластовая, чарующая история. Но, с другой стороны, Галкину сильно критикуют знатоки тюменской истории. В одном из последних альманахов «Лукич» Юрий Мандрика не преминул разобрать многочисленные и очевидные, с его точки зрения, ошибки и неточности, допущенные в комментариях к фотоальбому искусствоведа. «Учитывая, что тексты в книге в основном принадлежат другим авторам, то Е. Галкина скорее составитель, нежели автор. И место для ее имени — отнюдь не в верхней части книги», — ехидничает Юрий Лукич.
Заметим также печальный облик карточек — величественные, роскошные или просто симпатичные особняки, торговые ряды и учреждения старой Тюмени представляются невзрачными, безликими, плоскими провинциальными коробочками. Думается, чарующая история вполне могла бывать сопровождена не менее чудесными фотоиллюстрациями.
7. Погоня за уходящим городом
Гораздо более удачным в творческом плане выглядит фотопроект «Тюмень уходящая», выполненный молодыми сотрудницами музея археологии и этнографии ТюмГУ. Любовь Кияева и Анастасия Крестьянникова «фотоохотились» за сюжетами знаменитой тюменской деревянной резьбы. Их снимки памятников истории и архитектуры — это не сухие паспортные «профиль» и «анфас», но живые, пронизанные солнечным светом, индивидуальные портреты. Их старая Тюмень манит нераскрытыми тайнами — сначала на прогулку, а потом и в библиотеку или даже в архив.
Поскольку «Тюмень уходящая» поддерживалась грантом все того же Благотворительного фонда развития Тюмени, результатом проекта станет компакт-диск с мини-экскурсией по деревянной Тюмени, предназначенной для учителей краеведения.