Нашумевшую театральную постановку Романа Виктюка «Антонио фон Эльба» по пьесе итальянца Ренато Майнарди сможет увидеть и тюменская публика: 10 апреля скандальный спектакль, который, честно говоря, вызвал больше недовольства, чем положительных отзывов критики, будет идти на сцене ДК «Железнодорожников».
«Антонио фон Эльба» после премьеры в 2000-м году был воспринят неоднозначно в среде театральных критиков. Не последнюю роль в этом (буквально) сыграла звезда, прима Большого театра Елена Образцова, исполняющая роль Амалии, знаменитой в прошлом певицы 70-и «с хвостиком» лет.
Появление Образцовой в постановке Виктюка вызвало ажиотаж: о спектакле говорили много и по-разному. «Елена Образцова играет и очаровательно, и манерно, и неотразимо, и кокетливо…В ней много женского, победного, триумфального, но мало драматического, а стало быть, и правдоподобного», — твердит одно из театральных изданий.
«Елена Образцова проявила незаурядный дар драматической актрисы. Ее удивительное чувство партнера позволяет ей достигать непринужденной искренности дуэтных сцен. Эмоциональность сочетается с изяществом внешнего рисунка роли, актриса царит на сцене, как и положено Примадонне», — спорят другие критики.
Итак, о сюжете. Он наполнен характерными для творчества Виктюка гомосексуальными мотивами. Немолодой экстрасенс-самоучка, любитель оперного искусства Фьоре (Олег Исаев) влюблен в юного ученика Антонио (Дмитрий Бозин) и готов потакать малейшим его прихотям.
Фьоре знакомит своего молодого любовника с Амалией, оперной примой в возрасте (Елена Образцова), с тем, чтобы Антонио брал у нее уроки пения и смог продвинуться по карьерной лестнице. Между мальчиком и пожилой женщиной вспыхивает страстная любовь.
«Я люблю мужчин и женщин, лишь бы они были старые», — говорит Антонио. Фьоре очень страдает, но отпускает своего неверного любовника. А Амалия, несмотря на ее старания молодиться, осознает разницу в возрасте. Далее следует серия сцен ревности, конфликтов, сомнений и переживаний, после которых становится понятно, что любовь не уничтожишь.
У Амалии еще жива мамаша (Ирина Соколова) — комическая старуха, столь же смешная, сколь и пошлая, которая становится одной из активных соучастниц любовных встреч. Добраться до сути сюжета непросто, поскольку юный ученик совершает суицид (стреляет себе в голову) непосредственно после смерти престарелой мамы оперной примы: то ли осознав, что после смерти старухи-матери Амалия сама становится совсем старухой, то ли его «двуполость» стала неодолимым препятствием, а может быть и сама 90-летняя «мамаша» была ему чем-то дорога?
Часть критиков просто отмахнулась от спектакля, окрестив его неудачей Романа Виктюка, не ставшей провалом только из-за фигуры Елены Образцовой. Среди знатоков творчества модного драматурга были и такие, кто выискивал в «Антонио фон Эльба» глубокий смысл: «Гомосексуальное влечение возникает у людей, особенно любимых своими матерями, зачастую воспитывающими мальчика без отца. Таким образом, невоплощенное желание вымещается либо в любовь к мужчине, которого в детстве никогда не было рядом, либо к пожилой женщине, заменяющей в подсознании мать».
Но, как говорится, лучше один раз увидеть. Может быть, если философский смысл останется за пределами сцены, то насладиться пением Елены Образцовой тюменской публике удастся.