Год русского языка, объявленный президентом России по всему миру, на филфаке ТюмГУ отметили заседанием круглого стола "Русское языковое сознание и самосознание: прошлое и настоящее". Почтенный преподаватель нефтегазового университета говорил о некой пятой колонне, готовой изничтожить русский язык, путем его засорения. "Они ненавидят Россию…", — процитировал выступающий стихотворение. В нем "они" ненавидят Россию за ее красоту, мощь, за культурные и природные богатства.
Год русского языка, объявленный Президентом России по всему миру, на филфаке Тюменского госуниверситета отметили заседанием круглого стола «Русское языковое сознание и самосознание: прошлое и настоящее». В программе встречи были заявлены такие темы для обсуждения, как правовой статус русского языка, коммуникативная роль государственного русского языка, культурно-историческое пространство русского языка, русский язык в речи жителей села и города, истории и современности, прозы и поэзии, в СМИ, в школе и вузе Беседу начал профессор Николай Фролов, незаметно возведя круглый стол в ранг конференции и в соответствии с этим задавший тон своеобразного пленарного заседания. В течение первого часа перед немногочисленными филологическими студентками выступили солидные господа, обрисовавшие коротенько положение русского языка в современном мире. Из речи Николая Фролова, кстати, руководителя тюменского общества русской культуры, стало ясно, что он всерьез озабочен не только падением грамотности среди школьников и студентов, но и глобальным процессом изгнания русского языка из стран ближнего и дальнего зарубежья некогда лояльных русской империи. Количество иностранных студентов, изучающих русский, уменьшилось. По сравнению с советскими временами почти в три раза. Это при том, что в русском — порядка 900 тысяч слов, в отличие, например, от английского, в котором всего 600 тысяч. Казахские студенты при переводе в российский вуз предоставляют документы на казахском языке, а на украинской конференции, куда приглашали профессора, рабочими языками заявлены были украинский и английский «Вот, в каком бедственном положении находится русский язык», — заключил Фролов. Доктор филологии Ольга Трофимова высказалась менее пессимистично, однако обратила внимание на необходимость уважать государственный язык. Важно понимать, когда с языком можно играть, а когда — нет, отметила она. В аудитории оказалось всего пять студентов, намеренных работать в школе. Но выступления директора школы N70 Лидии Русаковой и учителя русского языка и литературы Ольги Ковалевой, наверняка, были интересны не только будущим педагогам. Лидия Русакова начала с патетичного «быть хранителем языка — великая задача граждан РФ», но потом, как практик, перешла к увлекательным примерам из своего опыта. Скажем, как определить, в какую школу отдавать ребенка? А вы придите в школу, закройте глаза и прислушайтесь, рекомендует директор. Как звучит речевое пространство? Доверить ребенка стоит той школе, которая звучит мелодично, а если звуки дикие, лающие — уносите ноги. В 70-й школе культуру речи ученикам прививают с самого первого сентября, когда директор сама приходит на урок и читает классу нелепый, на первый взгляд, стишок про животных, издающих свои «меки», «беки» и прочие характерные звуки. Разбирая с первоклассниками непонятные названия вроде «курка-гарабурка» или «утка-поплавутка» учитель демонстрирует им незнакомые стороны родного языка: как происходят слова, как одна буква может поменять оттенок слова или фразы. Русакова — известный фанат своего дела. И она умеет разбудить любопытство не только у своих первоклашек, но и у преподавателей, которых кроме интереса к делу сегодня мало что держит в школе. Закономерно, что очередным победителем областного конкурса «Учитель года» стала преподавательница именно 70-й школы, Ольга Ковалева. Она тоже рассказала пару интересных историй из своей практики, показав, что «великая задача гражданина» может решаться весьма остроумно. Выступления педагогов в этом «пленарном заседании» были, пожалуй, самыми конструктивными. Следующим слово получил кандидат философских наук Станислав Ломакин. Почтенный преподаватель нефтегазового университета говорил о некой пятой колонне, готовой изничтожить русский язык, путем его засорения. «Они ненавидят Россию », — процитировал Ломакин стихотворение. «Они» из стихотворения ненавидят Россию за ее красоту, мощь, за культурные и природные богатства. Про засорение говорил и директор университетской библиотеки Николай Скалон. Одним из признаков кризиса языка он назвал появление смеси англицизмов и русского языка в новом наречии, по имени «рашка», особенно распространенном в современной литературе. «В этом смысле толерантность — коварное слово», — сказал директор библиотеки, имея в виду необходимость блюсти чистоту языка. «Информация» замещает «знания», «воображаемое» вырождается в «виртуальное», в общем, языки умирают. Так что владеть языком означает, в первую очередь, большую ответственность, заключил свой, как он его назвал, «спич» Николай Скалон. Так плач по русскому языку открыл в Тюмени Год русского языка, объявленный нашим Президентом.