Dipol FM | 105,6 fm
Max banner

Главреж Алексей Ларичев: В труппе есть талантливые "позвоночники", но мало

Алексея Ларичева, главного режиссера театра драмы и комедии, мы решили посетить накануне восстановления одного из его наиболее удачных и любимых зрителями спектаклей. 24 января на сцене театра драмы и комедии вновь заблистал «Гарольд и Мод», впервые поставленный в 1995 году, а несколько сезонов назад снятый за ветхостью сложных декораций. Мэтр был немногословен, но за полчаса мы все-таки успели поговорить и о современном российском театре, и о состоянии актерской труппы местного драматического, и о планах Ларичева-режиссера.

— Алексей Иванович, какова история возвращения «Гарольд и Мод»?

— Этот спектакль был любим — и актерами, причем не только теми, кто был занят в постановке, и зрителями — после снятия спектакля много звонили, интересовались его судьбой. Главная особенность этой постановки в том, что она строилась на актерах, на их взаимоотношениях. Так получилось, что актерский пасьянс разложился удачно, актеры как бы сделали некую единую историю: Потом, в силу того, что декорации устарели, мы были вынуждены сделать остановку на несколько лет. А теперь появилась финансовая возможность восстановить спектакль.

— В 1995 году роль Гарольда начинал играть Сергей Кисса, прекрасный актер, который, к сожалению, ушел из тюменского театра, следы его затерялись… Изменился ли спектакль, когда в него пришел Сергей Осинцев?

— Конечно, изменился, другой актер — другой спектакль. Мне кажется, спектакль, в котором работает Осинцев, несколько теплее, человечнее. Кисса, может быть, точнее попадал в некую ажиотажность современной молодежи, некоторую агрессивность, маскимализм.

— Роль Мод, которую играла Анта Колиниченко, была очень сложной, даже в плане физическом — почти акробатические номера останутся в прежнем виде?

— Могу сказать, что упрощаться ничего не будет. Если что-то изменится, то в сторону усложнения.

— А вообще, какой театр вам сегодня симпатичен, какие его течения?

— Ну, раньше был очень симпатичен театр Фоменко, потому что он был направлен в большей степени в сторону изучения человеческой души. Театр Захарова, потому что это уникальная форма, сочетание, опять-таки, человеческой души и его формальных проявлений. Сейчас таких театров не назвал бы. Может быть, я что-то не вижу, чего-то не знаю.

— Тюмень любима антрепризными театрами, но далеко не все их спектакли хорошего качества.

— Ну, опять та самая пена, которая когда-нибудь сойдет. Они приезжают — и пусть приезжают. Если у нас свободная площадка, то почему бы их ни пустить.

— А есть в городе такой проект — «Мастера сердечных механизмов».

— Это что такое?

— Они привозили Гришковца, несколько спектаклей театра «Школа современной пьесы» Иосифа Райхельгауза, хотят к хорошему столичному театру тюменцев приобщать.

— Хорошо… Я не думаю, что в городе должно быть засилье тюменского театра. Зритель должен иметь возможность сравнить. Он должен понимать. Потому что истинная любовь рождается только тогда, когда человек верит и понимает — вот они такие, мы — такие. Хорошо, когда есть из чего выбирать.

— Большое впечатление на тюменцев произвел спектакль Евгения Гришковца «Одновременно». Как вы театр Гришковца оцениваете?

— Я уважительно отношусь к театру Гришковца, но не могу сказать, что он меня потряс или что я его большой поклонник. Это очень своеобразный театр, очень своеобразный актер, и он достоин всяческого уважения.

— Много сейчас говорят о театре Некрошюса. Но есть отзывы как раз о том, что он играет актерами, как марионетками.

— Говорить о том, что ушло время театра Некрошюса, не могу, потому что это обидно для любого художника. Это тоже своеобразный художник.

— А чем именно он своеобразен?

— Для него характерно прежде всего формальное и неформальное отрицание всего традиционного театра, всего, чему Некрошюса учили, точнее, пытались учить.

— А театр Ларичева — все-таки больше традиционный?

— Нет, я бы так не сказал. Я пытаюсь делать так, чтобы театр Ларичева был разным. Бывают периоды, когда я считаю, что традиционный театр должен быть во главе угла, — это когда театральный мир штормит, когда слишком много экспериментов могут запутать какие-то нравственные ориентиры зрителя. Именно тогда нужен традиционный театр.

— Сейчас такое время?

— Да, сейчас такое время. И наоборот, когда слишком много традиционного, нужно ломать какие-то устои. Вообще, нужно всегда находить золотую середину, вытягивать свою карту.

— Сейчас часто сферу искусства, культуры рассматривают в первую очередь с позиции «рентабельности». Каковы ваши взаимоотношения с «хозрасчетным» театром?

— Он был всегда. И ничего плохого в этом нет. Так было и в послереволюционное время, и в 60-е годы. Что останется? Какие-то коллективы выживут, а какие-то — из тех, что во главу угла ставят только деньги, — конечно, умрут. Останутся те, кто следует своим творческим, эстетическим принципам.

— Какие перспективы вы видите для тюменского театра?

— Самое главное, что открывает очень большие возможности не только для театра, но и для театральной общественности, — это строительство нового здания театра. В том месте, в котором оно должно быть.

— Где это место, по-вашему?

— На площади 400-летия Тюмени.

— Евгений Негинский допускает возможность годичных гастролей театра — в случае, если старое здание станет опасно для жизни, а новое еще не выстроят.

— Думаю год наше старое здание в любом случае еще простоит.

— Но если возникнет необходимость перебраться на время в какой-нибудь ДК?

— К переезду стационарного театра на любую другую площадку — не родную, не намоленную — я, конечно, отношусь плохо.

— На лето у театра намечены гастроли. Что хотите показать?

— Мы еще не думали об этом. Конечно, повезем лучшие спектакли, 8−9 названий. А то, что театр не может обходиться без гастролей, — это совершенно точно. Любые гастроли — это лакмусовая бумажка всего коллектива. Проверка, которая дает понять, правильно ли мы движемся. А вариться только в собственном соку, даже в условиях хорошо посещаемого театра — это всегда очень опасно.

— А что бы вы хотели выставить на конкурс в рамках «Золотого конька»?

— Об этом пока тоже не думал.

— Вы, я знаю, выбираете спектакль для новой постановки. Какие мысли на этот счет?

— Портфель у меня очень большой, где-то около 40 названий. Что я выберу, зависит от массы причин. Сейчас сразу «заряжаются» три режиссера. Я должен попасть так, чтобы не мешать им, чтобы актерский пасьянс, который раскладывается у меня, разложился и у них. Чтобы по эстетике эти пьесы не были похожи.

— Но ведь есть же душевная склонность сделать что-то определенное?

— Есть несколько названий. Но их пока невозможно поставить. Опять-таки в силу разных причин: в силу отсутствия тех актеров, которых мне бы хотелось видеть, технических условий.

— Не скажете, какого все же рода эти вещи?

— Это «Иванов» Чехова, «Сон в летнюю ночь» Шекспира.

— Вот по поводу актеров. Вообще, как вы труппу оцениваете? Питерские критики сказали: очень сплоченная, хорошая.

— Я высоко оцениваю труппу. Она в чем-то уникальна, если сравнивать с другими российскими коллективами. Уникальна не только по своей внутренней организации, сплоченности, по своим нравственным каким-то установкам, но и еще и потому, что есть в ней свои талантливые «позвоночники». Мало их, хотелось бы больше, но все-таки есть.

— А молодые актеры, можно сказать, что они хорошо вписались?

— Молодежью я доволен. Во-первых, они вошли не со знаменами в руках, они вошли мягко, уважительно, что, на мой взгляд, хорошо, во-вторых, вошли через парадную дверь, не с черного хода.

— Рассчитываете ли вы еще расширять труппу за счет молодых актеров?

— Не знаю пока.

— Есть у нас молодежный «ТЕАТРиК» Татьяны Тарасовой.

— Я, к сожалению, с ним не знаком. Никак не могу попасть.

— 30 января будет их спектакль «Костюм» в кукольном театре.

— Не знаю, не знаю, смогу ли увидеть, у нас масса дел.

— А вообще, вам это интересно, что такой театр появился?

— Конечно. Если он живет какой-то своей жизнью. Я знаю, что о нем говорят, и люди с удовольствием ходят — уже хорошо.

**- В театр постоянно приглашаются режиссеры из других городов.
Нет ли ревности?**

— Это, конечно, опасная история. В советские времена вообще не позволялось приглашать режиссеров, ну, что ли, поскандальнее, поспособнее. Я сторонник другого подхода. Я считаю, что чем больше интересных режиссеров будут ставить в театре, тем лучше. Все равно — это мой театр, наш театр — и все новые режиссеры будут работать в копилку именно нашего театра.

— Есть мнение, что публика в Тюмени невоспитанная, недостаточно чуткая, вообще недостаточно. театральная.

— У кого такое мнение? Я такого не слышал. Публика разная, и это нормально. Тюмень очень многослойна — она этим тоже отличается от многих российских городов, от Омска, от Свердловска, например. Поэтому мы — тот театр, который должен выполнять функции по-настоящему народного театра, мы должны удовлетворять все слои населения. И это правильно, ведь мы — государственный театр.

— Вам не кажется, что в театр как раз не ходят представители многих слоев?

— Я бы так не сказал. Мы проводим социологические исследования, смотрим, наблюдаем за зрителями. Они приходят, приходят разные — от случайных до по-настоящему театральных.

— Но вот эта, по-настоящему театральная публика немногочисленна!

— Почему? Для города в 700 тысяч населения это достаточное, я считаю, количество театральной публики — если она наполняет первые четыре спектакля.

— Уже идет подготовка к большому «пиршеству» театральной публики, чего вы ждете от «Золотого конька»?

— Жду хороших спектаклей, хороших коллективов, знакомств, как говорят сегодня, тусовок, разговоров, обмена мнениями. Объективных, доброжелательных критиков. Праздника.

— А к недоброжелательной критике как вы относитесь?

— А никак. Для меня просто ее нет. Потому что, если я вижу, что позиция человека не имеет отношения к театру и к искусству, мне он становится неинтересен. Если он заказной — тем более.

— Профессиональная театральная критика…

— Ее все меньше.

— Да, но есть журналисты, которые пишут о театре с позиции обыкновенного зрителя, в том числе и выражая недовольство.

— Это их право. Когда человек пишет от души, даже если ему не нравится спектакль, но видно, что это его честная позиция, он так думает — это нормально и заслуживает уважения. Но если видно, что это заказной материал либо что человек нечестен в том, что он пишет, — вот это обидно.

— На фестиваль приглашены критики из Москвы и Питера, насколько значимо для вас их мнение?

— Важны фамилии. Сами по себе названия столиц для меня не имеют значения. В Москве бездарностей поболе, чем в Тюмени, в Питере их тоже хватает.

— Ну, а «Конек» кто приезжает судить?

— Это серьезные критики. Например, я очень уважительно отношусь к Ирине Григорьевне Мягковой — она всегда очень хорошо разбирается в спектакле. Даже если она его критикует, она его любит. Критик — это человек, любящий театр. А если критик не любит театр — вот это страшно. Да еще если он способный, а еще если он талантливый — это страшнее вдвойне.

— Вообще, театральную жизнь Тюмени вы считаете достаточно интенсивной?

— Мне, конечно, хотелось бы большего. И большей конкуренции, и каких-то фестивалей, открытий, событий, премьер. Говорить, что достаточно, это какая-то точка… А ее не должно быть.

Справка «Вслух о главном»

*Ларичев Алексей Иванович, родился 5 марта 1963 года.
С 1973 года — актер народного театра «Молодая гвардия» под управлением народного артиста РСФСР Бориса Васильевича Лохина.
1980−1984 гг. — Казанский государственный институт искусств и культуры (ныне — Казанская академия искусств). Кафедра театральной режиссуры и актерского мастерства, курс заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата премии им. К. С. Станиславского Натана Изральевича Басина и Натальи Николаевны Гаевой.
Работа в качестве главного режиссера:
1984- 1994 гг. — Бугульминский государственный русский драматический театр.
С 1994 г. — Тюменский областной государственный театр драмы и комедии.
1989 г. — Творческая командировка во Францию (Авиньонский международный фестиваль) — как самый молодой главный режиссер театра СССР.
1990 г. — Стажировка в США (Лос-Анжелос, Санта-Фэ, Нью-Мехико).
Приглашение одного из ведущих психологов Голливуда Роберта Рейера (психолог-консультант Стивена Спилберга). При участии Роберта Рейера и старейших звезд американского кинематографа Карла Уолдана, Бержиса Мередита и Георгия Жданова — сподвижника Михаила Чехова был создан совместный проект «Театральная провинция Америки и СССР». Проект в силу смены политической ситуации не осуществился. Участие в Work-shop «Психосинтез и система Станиславского», знакомство со школами Ли Строзберга, Стеллы Адлер, Тед Мена (Театр Сокол ин зе сквея, Нью-Йорк).
1991 г. — член СТД.
1995 г.- член Правления СТД.
За 1984−1998 гг. — 46 постановок в профессиональных театрах России.
Тюменский областной театр драмы и комедии:
1994 г. — Non Dolet — Жан Ануй
1995 г. — Гарольд и Мод — К. Хиггинс и Ж. К. Каррьер
1995 г. — Мой бедный Марат — А. Арбузов
1996 г. — Эквус — П. Шеффер
1996 г. — Жажда над ручьем — Юлиу Эддис
1997 г. — Нахлебник — И. Тургенев
1998 г. — Мамаша Кураж и ее дети — Б. Брехт
1999 г. — Дорогая Памела — Дж. Патрик
2000 г. — Дама с камелиями — А. Дюма
2000 г. — Продавец дождя — Р. Нэш
2001 г. — Убийство Гонзаго — Н. Йорданов
2002 г. — Чума на оба ваших дома — Г. Горин
2003 г. — Квартет — Р. Харвуд.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Последние новости
Тюменцы вернули 5,5 млн рублей кешбэком за оплату школьного питания
Тюменцы вернули 5,5 млн рублей кешбэком за оплату школьного питания
До конца акции остается меньше двух недель.
#кешбэк
#питание
#школьники
#оплата
#выгода
#Тюменская область
#новости Тюмени
#тк
Тюменский кот Фарт попал в топ-10 котиков года в России
Тюменский кот Фарт попал в топ-10 котиков года в России
Приютив животное, хозяйка выиграла огромную сумму денег.
#Медиалогия
#рейтинг
#животное
#кот
#новости Тюмени
#новости России
#тк
В Тюмени сегодня пройдет ярмарка вакансий
В Тюмени сегодня пройдет ярмарка вакансий
В том числе представят места в нефтегазовой отрасли.
#Работа России
#работа
#вакансии
#ярмарка
#трудоустройство
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
Пока вы спали: введение турналога в четырех городах, предупреждение ФАС и свидания в декабре
Пока вы спали: введение турналога в четырех городах, предупреждение ФАС и свидания в декабре
Актуальные новости России и мира - в обзоре "Вслух.ру".
#новости России
#новости мира
#события
#тк
Народные приметы на 18 декабря: дым столбом предвещал мороз, дым волоком - ненастье
Народные приметы на 18 декабря: дым столбом предвещал мороз, дым волоком - ненастье
«Варвара мостит, Савва гвозди вострит, Никола прибивает», - говорили люди.
#народные приметы
#погода
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять