Сегодня Государственная дума заслушает министра финансов Алексея Кудрина и главу министерства здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова, ответственных за реализацию закона о денежных компенсациях льготникам, результатом которой в первые дни 2005 года стали стихийные акции протеста российских пенсионеров в ряде регионов страны. Перед заседанием корреспондент интернет-газеты «Вслух.Ру» связался с депутатом Государственной
— Дума подготовила заявление по этому вопросу, которое предстоит принять, — сказал Геннадий Райков, — Зурабов и Кудрин должны ответить на вопросы, почему в ряде регионов нарушается закон. В законе записано, что не должно ухудшаться положение льготников. В одних регионах все с этим нормально, в других получилось так, что власти дали команды не возить льготников на транспорте без оплаты или проездных билетов, в то же время льготники не получили ни денег, ни проездных.
— А кто все же несет ответственность за ситуацию — правительство или регионы?
— И правительство, и регионы. Правительство потому, что оно было обязано вести контроль. Регионы говорят, что нужны дополнительные средства и сейчас правительство выделяет дополнительно 15 миллиардов рублей. А где они были в декабре, в ноябре? Какие расчеты регионы предоставили правительству, такие деньги правительство и выделило. Значит, что-то не просчитали. Некоторые регионы раньше возили пенсионеров бесплатно. Если в свое время регион принял такое решение, то он не может его отменять, ведь это ухудшает положение людей. Тюмень, например, как возила бесплатно пенсионеров на муниципальном транспорте, так и продолжает возить. Дума поставит перед прокуратурой вопрос о возбуждение дел, наказании виновных, допустивших перекосы. В самом законе перекосов нет. Если нет денег у региона, — ради бога, работайте по старой схеме.
— В Тюмени 90 процентов автобусов частные. Закон предусматривает возмещение частным перевозчикам расходов по перевозке льготников, не получающих денежные выплаты?
— Конечно, закон предусматривает. Власти должны заключить с транспортниками договора и оговорить все позиции. Власти вообще могут запретить частный транспорт — забрать лицензию и все. Но все же власти должны проплатить транспортникам деньги за льготников. И, само собой, муниципальным тоже.
— Враждебная западная пресса пишет о том, что кризис создан искусственно, чтобы «проверить на прочность» губернаторов, которым предстоит пройти процедуру назначения. Вы разделяете такую версию?
— Если кто-то и создал эту ситуацию искусственно, то не центральные власти, а власти на местах. Например, губернатор Самарской области Титов, который запретил с 1 января льготникам ездить бесплатно. Федеральное правительство федеральным льготникам все проплатило. А есть региональные — ветераны труда, участники трудового фронта и репрессированные. Таких 16,5 миллионов. Это забота местной власти.
— Насколько вероятна отставка министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова. Что об этом говорят в Государственной думе?
— Зурабов совершил некоторые ошибки. Он просчитал, может, все правильно по льготникам. Но в эту категорию почему-то попали все пенсионеры. «Не льготников» он не просчитывал. А ведь в некоторых регионах все пенсионеры на транспорте ездили бесплатно. На муниципальном транспорте. А в частном — только льготники. Тюмень, к примеру, приняла возить и дальше всех пенсионеров на муниципальном транспорте бесплатно. Зурабов должен был просчитать все эти вещи. Он не просчитал финансового объема всех льгот, которые существовали до этого времени. И не проконтролировал исполнение закона. Все будет зависеть о степени его ошибок — может полетит с должности, а может и останется.