Интересные факты биографии нашего выдающегося земляка, который немного не дожил до своего 90-летия, публикует "Вслух.ру".
Геннадий Богомяков — личность масштабная: выдающийся геолог, деятельный политик, опытный руководитель. Он — один из легендарных пионеров освоения природных богатств Западной Сибири, 17 лет руководивший Тюменской областью. Это поистине человек-эпоха, проживший яркую и интересную жизнь. Геннадия Павловича не стало 25 марта 2020 года, он немного не дожил до 90-летия. Факты биографии нашего незаурядного земляка собрал «Вслух.ру».
# Если геолог — то родился в Тайге
Геннадий Павлович родился 30 июня 1930 года в городе Тайга Кемеровской области. Потом, когда Богомякова спрашивали о биографии, он шутил: раз по профессии — геолог, то и родился в Тайге. Но в разговоре-то заглавную букву в слове не обозначишь, и один товарищ даже обиделся: я, мол, всерьез спрашиваю. А наш герой серьезно отвечал: есть такой город — Тайга.
К началу войны юному Геннадию было 11 лет. Подросток, но по тем временам уже кормилец, добытчик. Позже вспоминал, что он очень любил природу, с детства охотился и рыбачил. Уходил на речку, ночевал на берегу. «В семье были гончии собаки, и в войну я ходил с ними на зайцев, добывая по 3−5 штук в день. Тащил домой на горбушке, согнувшись. По тем голодным временам это было важным подспорьем для нашей большой семьи. В 1943 году за летние каникулы получил квалификацию мастера-сапожника, так что при нужде мог обувь себе скроить-сшить», — делился он воспоминаниями.
В школу Богомяков пошел на год раньше, потому что жили от нее неподалеку. Соответственно, в институт поступил уже в 17 лет. Выбрал геологоразведочный факультет Томского политехнического института.
«Тогда я, наверное, больше выбирал образ жизни, чем профессию. Ведь геолог рисовался романтиком — с молотком в руках и рюкзаком за спиной. Но когда на первом курсе встретились со студентами-фронтовиками, то я понял, что в подметки им не гожусь. Сколько среди них было великолепных людей!»
В то время было принято, что с 3−4-го курсов студенты летом отправлялись на производство, причем на инженерные должности. Богомяков побывал на БАМе, ещё до того как позже возродили его строительство. Работал у границы с Монголией, на Яблоневом хребте в горной Шории.
# Тюменская нефть
С 1952 года Геннадий Богомяков работал в геологических организациях Западной Сибири. В Тюмень приехал из Новосибирска.
Как промышленная отрасль геология появилась позднее. Поскольку тюменским месторождениям предстояло определять стратегию не только Западной Сибири, но и страны, стало ясно, что Тюмени тоже надо обзаводиться своей наукой.
«Я к тому времени окончил аспирантуру родного Томского политехнического. Переехал сначала в сибирский филиал ВНИГРИ, а когда появился СНИИГГиМС (Сибирский НИИ геологии, геофизики и минерального сырья), в 27 лет стал его ученым секретарем и возглавил одну из поисковых экспедиций. Романтики хлебнули досыта», — вспоминал Богомяков.
В Новосибирске ему не пришлось долго работать. Было принято решение об организации в Тюмени филиала СНИИГГиМСа, который появился в апреле 1960 года.
«Меня как молодого и не привязанного глубокими корнями к Новосибирску в 30 лет назначили директором филиала, — рассказывал Геннадий Павлович. — При формировании коллектива большую помощь оказали местные власти. Председателем облисполкома был Александр Константинович Протазанов, первым секретарем обкома КПСС — Василий Владимирович Косов, которого вскоре сменил Борис Евдокимович Щербина, работавший до этого 10 лет вторым секретарем Иркутского обкома партии».
Борис Щербина был первым секретарем Тюменского областного комитета КПСС с 1961 по 1973 годы, до перехода на должность министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР. Геннадий Богомяков возглавил регион в 1973 году, по сути, являлся первым человеком в регионе до 1990 года, когда он покинул этот пост.
Богомякова тоже звали в министры — сам Михаил Сергеевич Горбачев. В 1985 году он был с рабочим визитом в Тюмени.
«Горжусь тем, что, когда Михаил Горбачев меня звал, я не пошел в министры и до сих пор об этом не жалею. Работал здесь, на северных месторождениях, — вспоминал Геннадий Богомяков. — Одним из самых главных своих личных достижений считаю то, что во времена бездумного освоения природных богатств мне удалось побороть идею затопления Тюменской области. Салехардская гидроэлектростанция, которую собирались строить, затопила бы весь юг Тюменской области и главные месторождения. И сегодня наш Север живет и процветает».
Вместо добычи нефти в Тюменской области должны были строить крупнейшую гидроэлектростанцию мира.
В 1961 году Гидропроект внес предложение построить ГЭС в устье реки Оби, в районе Салехарда. Первыми против строительства заведомо нерентабельного проекта выступили управляющий трестом «Тюменьнефтегеология» Юрий Эрвье и первый секретарь Тюменского обкома КПСС Геннадий Богомяков. В течение 1963 года неоднократно собирались совещания на столичном уровне в Госплане, где будущие легенды тюменского нефтепрома выступали против этого строительства и требовали разрешения на добычу промышленной нефти.
«Когда в июле 1963 года первый секретарь Тюменского (промышленного) обкома КПСС Александр Протозанов оставил меня в Москве со словами «оставайся здесь, пока не добьёшься решения!», у меня не было другого выбора. Я написал записку в Госплан, в которой обосновал нецелесообразность строительства такой мощной электростанции в Салехарде. Ведь ради 120 млн тонн нефти подлежало затопить почти 90 000 кв. километров земли. К тому же при стоимости строительства электростанции в 1,4 млрд советских рублей она бы нанесла ущерб экономике в размере 8−9 млрд рублей. И только когда на моей записке расписался министр геологии
Именно здесь вскоре будут найдены гигантские месторождения нефти и газа, благодаря которым Тюменская область превратится в «нефтяное сердце» страны. Здесь было открыто более 200 месторождений, которые позволили добывать 41% мирового газа и 20% от всех объёмов мировой нефти.
На месте необжитых когда-то земель появились промышленные поселки, которые, спустя годы, превратились в города: Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Нягань, Радужный, Уренгой, Югорск и другие.
В 1990 году Геннадия Богомякова сняли с должности первого секретаря Тюменского обкома КПСС. Затем в стране началось обвальное падение нефтедобычи, что способствовало экономическому кризису и последующему распаду СССР.
# Заслуги
Геннадий Богомяков — автор более 25 работ по гидрогеологии, геологии и нефтегазоносности Западной Сибири. При непосредственном участии Геннадия Павловича возводились крупнейшие в стране нефтегазодобывающие и электроэнергетические комплексы; введено в эксплуатацию более 80 000 нефтяных и газовых скважин; построены десятки тысяч километров дорог и нефтепроводов.
В 1970 году получил Ленинскую премию одновременно с
В 2005 году губернатор Тюменской области Сергей Собянин вручил Геннадию Павловичу Богомякову почётную грамоту и нагрудный знак, свидетельствующий о присвоении звания «Почётный работник промышленности Тюменской области», сопроводив награждение следующими словами:
«Трудно найти человека, который был бы более достоин этой награды. Мало кто сделал для развития промышленности в Западной Сибири больше вас».
Геннадий Богомяков — кандидат геолого-минералогических наук (1960). Почётный нефтяник СССР (1982), почётный работник газовой промышленности СССР (1990), почётный работник топливно-энергетического комплекса РФ (2000), отличник разведки недр СССР (1980).
Награждён орденами Ленина (1980), Октябрьской Революции (1973), Трудового Красного Знамени (1966, 1971), медалями.
Геннадий Богомяков является почётным гражданином Тюменской области (2010); почётным гражданином Ямало-Ненецкого автономного округа (2010); почётным гражданином Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (2011).
При подготовке материала использованы данные «Википедии», «Тюменской правды», «Newsprom.ru», «Агентства нефтегазовой информации», правительства ХМАО.
Фото: angi.ru и tyum-pravda.ru