Нынешний концертный сезон стал для тюменской областной филармонии знаковым. Открытие обновленного здания и зала, соответствующего самым высоким профессиональным требованиям, повлекло за собой важные последствия.
Во-первых, не стыдно стало принимать таких именитых и интересных гостей, как Владимир Спиваков, Даниил Крамер, актеров театра имени Маяковского и театра «Школа современной пьесы».
Во-вторых, филармония получила возможность стать автономной некоммерческой организацией с правом пользования новеньким дворцом. А это означает значительную самостоятельность в формировании репертуара и выборе управленческой стратегии.
В-третьих, сезон стал юбилейным для руководителя филармонического оркестра — заслуженного деятеля искусств Украины дирижера Антона Шароева. Маэстро не только радовал горожан все новыми и новыми премьерами — «В Тюмени исполняется впервые», — часто гласили афиши, — но и приготовил финальный сюрприз.
25 июня сезон закрылся премьерой оперы-буффа «Служанка-госпожа».
Джованни Перголези был одним из основоположников жанра комической оперы. Его «Служанка-госпожа» была написана в 1733 году в качестве интермедии к опере-сериа «Гордый пленник». Нехитрый сюжет оперы-буффа и приятные мелодии, навеянные народной итальянской музыкой, завоевали для «Служанки» собственную аудиторию. Уже в 1752 году она ставилась в Париже как самостоятельное произведение, имела огромный успех и была поставлена 190 раз.
Впрочем, впечатления тюменской публики с парижским триумфом сравнить трудно. Вся постановка, художественным руководителем которой стал сам Шароев, а режиссером — исполнитель главной роли Георгий Леньков, внешне и внутренне разделена на две части.
Правую часть сцены и лучшую долю постановки занимает филармонический оркестр. В нем все гармонично — от стилизованных под 18 век костюмов и париков до мастерского исполнения классической музыки, впечатление от которого не могло смазать даже исполнение партии клавесина на электронном синтезаторе.
Что до левого крыла, то его неизвестный сценограф загромоздил набором ненужных и противоречащих всякому вкусу вещей. Старое кресло с узнаваемой обивкой а-ля 90-е годы, офисный стул, кокетливо прикрытый красной бархатной накидочкой, школьные ширмы, обитые серой тканью, не создавали у зрителя торжественного и приятного настроения. Обстановка напоминала о декорациях самодеятельного спектакля в небогатой деревенской школе и ничуть не соответствовала ни богатым паркетам новой филармонии, ни тому факту, что это была вторая — историческая — попытка поставить оперу в Тюмени.
Старательный художник спектакля решил к уже организованному уюту добавить комических ноток — все-таки буффа подразумевает настроение веселое и легкое. Старенький доктор Умберто появляется на сцене в спальном колпаке, клетчатом шлафроке, желтых гольфах и белых кроссовках, а позже фальшивый жених Веспоне (Владимир Таланцев) продемонстрировал зрителям трогательное нечто, слепленное из фольги и картона и символизирующее меч.
Ни Георгия Ленькова, ни коварную служанку-госпожу Анну Сукманюк нельзя обвинить в недостатке мастерства или энтузиазма — партии баса-буффо и сопрано прозвучали очень пристойно. Но вся атмосфера неудачного детского праздника, затяжные монотонные сольные партии и однообразное повторение неких куплетов заставляли окружавших меня зрителей подремывать или давиться хохотом.
Самым ярким моментом часовой интермедии с двумя действующими лицами и либретто из трех предложений стал финальный дуэт Умберто и Серпины, который, впрочем, так затянулся, что сердечные рефрены «тук-тук» и «тех-те"” успели утомить.
Добрый и здоровый смех вызвала у зала… выходка маэстро Шароева. Антон Георгиевич, наряженный в камзол и парик, поздравил служанку, перешедшую в статус госпожи, почтительным прикладыванием к ручке.
Впрочем, что ни говори, публика в филармонии добродушная и благодарная — подвиг постановщиков оперы-буффа был вознагражден добротными овациями и цветами.