За последние годы музей изобразительных искусств то и дело доставал из хранения коллекцию икон, чтобы представить их публике, а потом снова спрятать до тех пор, пока появится "окно" в выставочном графике. В 2005 году при поддержке отеля "Тюмень" был даже издан набор открыток, описывающий многообразие иконописных направлений, представленных в музейной ...
За последние годы музей изобразительных искусств то и дело доставал из хранения коллекцию икон, чтобы представить их публике, а потом снова спрятать до тех пор, пока появится «окно» в выставочном графике. В 2005 году при поддержке отеля «Тюмень» был даже издан набор открыток, описывающий многообразие иконописных направлений, представленных в музейной коллекции — если не застали выставку, смотрите на репродукции. Теперь, когда отремонтированы последние залы постоянной экспозиции, иконы уже не будут претерпевать многократную развеску, а гости музея гарантированно смогут найти лучшие образцы народных и профессиональных богомазов. В тюменской коллекции есть иконы монашеского письма, созданные по канонам, пришедшим еще из Византии, есть образы академического стиля, написанные в XIX — начале XX вв. в манере, приближенной к реализму, с объемным изображением, светотеневыми нюансами. Особый пласт иконописной культуры — работы непрофессиональных «маляров», народная икона. Черты святых здесь грубее, цветовые сочетания ярче, а канонические образы видоизменены в соответствии с народными верованиями, происходящими от смешения древних языческих обрядов и христианской традиции. Иконописный фонд, формировавшийся в экспедициях почти с самого основания тюменского художественного музея, с 1958 года, представляет и разные техники исполнения икон. Живопись, резьба по дереву, камню и перламутру, меднолитая икона, эмаль, образы в металлических или золотошитых окладах. Наряду с тюменской, тобольской, рафайловской, ишимской иконописными школами, складывавшимися с середины XVII века, сибирским православным служили и мастерские из европейских регионов России. Вместе с переселенцами за Урал ехали образа с Украины и с севера России, из Москвы и Ростова, Суздали и Новгорода, постепенно растворяясь в новых сибирских иконах, влияя на манеру письма и иконографию. При этом иконы из разных сибирских центров могли быть совершенно непохожими друг на друга, имели свой, узнаваемый облик. Для посетителей, которым не повезет услышать подробную, любовно рассказанную экскурсию музейного хранителя икон Ирины Мануйловой, помогут краткие сообщения об экспонатах, составленные Ириной Александровной для каждого направления иконописи, представленного в постоянной экспозиции.