Бдительный и вооруженный знаниями пользователь всегда на голову выше искусственного интеллекта.
В Тюмени на базе Штаба общественной поддержки «Единой России» состоялось первое заседание Экспертного клуба, посвященное проблеме мошенничества. В формате круглого стола свой взгляд на неприятное и, к сожалению, нередкое сейчас явление озвучили стороны-участники процесса.
Банковскую сферу представил директор операционного офиса ВТБ «На Муравленко» Григорий Хищников, силовые структуры — начальник УБК УМВД России по Тюменской области Вадим Попков, кибербезопасность — генеральный директор ООО «Анлим-ИТ» Максим Овсянников, операторов сотовой связи — заместитель директора филиала ПАО «Ростелеком» в Тюменской и Курганской областях Дмитрий Пампушка. Модератором встречи выступил депутат Тюменской городской думы Павел Девайкин.
Если раньше для того чтобы добраться до вашего кошелька воришкам нужно было залезть к вам в карман или портфель, пробраться в квартиру, то теперь все гораздо проще, им нужен только номер вашего телефона. А уж дальше дало преступной техники и хитрых мошеннических схем, которые меняются вслед за усилением защиты. Но чаще всего люди становятся жертвами по вине собственной доверчивости и незнания элементарных правил цифровой гигиены. Проблема обирания граждан с помощью мошеннических схем в регионе не теряет актуальности. Число киберпреступлений постоянно растет.
«За пять месяцев 2024 года с помощью мессенджеров и звонков на телефонные номера в Тюменской области совершено 4 219 хищений средств со счетов граждан. В прошлом году за аналогичный период подобных преступлений было совершено 3 500. Рост составил 19%», — озвучил данные статистики Вадим Попков.
Максим Овсянников заметил, что мошенничество в этой среде — хорошо выстроенный теневой бизнес. Здесь есть свои схемы, используется профессиональное оборудование и специально обученные люди.
Сейчас, например, в ходу схема, когда злоумышленники пытаются получить пароль от госуслуг. Заполучив его, они получают доступ к персональным данным жертвы. И в считанные минуты оформляют в режиме онлайн кредиты на ничего не подозревающего гражданина.
И сотовые операторы, и банки постоянно совершенствуют свои системы безопасности. Чтобы защитить средства граждан вносятся изменения в законодательство.
«Банки начнут возвращать клиентам украденные мошенниками денежные средства по новой схеме: в течение 30 дней после получения соответствующего заявления от клиента и в случаях, установленных законом. Соответствующие изменения в закон о национальной платежной системе вступают в силу с 25 июля 2024 года», — рассказал Григорий Хищников.
Дмитрий Пампушка отметил, что сотовые операторы открыли горячие линии, позвонив на которые, можно «засветить» подозрительный телефон, и по нему начнут работу. Номер проверят, если нужно подключат полицию и силовые структуры.
В мире, где нас ежедневно окружает огромное количество информационного шума, сильнейшим оружием против мошенников остается информированность, бдительность и проверка информации. Давно известная схема: звонок маме от сына или дочки, якобы попавших в ДТП, но она до сих пор приносит плоды, подчеркнули специалисты.
Итогом встречи стали несколько простых и доступных правил. Для того чтобы не стать жертвами мошенников, очень важно не брать трубку на незнакомый номер. Если это что-то срочное, вам обязательно перезвонят. Практика показывает, что дозвоны от мошенников обычно длятся не более 20 секунд.
Все разговоры даже с близкими и коллегами совершать, что называется, на «холодную голову». Мошенники всегда стараются воспользоваться эмоциональным состоянием собеседника. В организованных группах нередко работают профессиональные психологи, так что преступные скрипты прописаны так, что не подкопаешься.
Обязательно проверяйте информацию. Перезванивайте в банк, если звонивший утверждает, что он сотрудник вашей кредитной организации, родственникам, это же так просто — набрать номер мамы, папы, ребенка.
С родными и близкими можно завести секретное слово, что-то вроде пароля. Чтобы его знали только свои, и тогда в разговоре можно будет проверить подозрительного собеседника. Это особенно важно, потому что злоумышленники, используя ваши голосовые сообщения пользователя из соцсетей, могут сымитировать голос. Используются и фейковые видеоизображения. Но кажется, многие из нас об этом что-то слышали. Но ведь всегда думаешь, что это произойдет с кем-то, только не со мной.
Фото: Екатерина Христозова