Определенный порядок действий поможет найти преступников и сохранить деньги.
Что делать гражданам, если они стали жертвой киберпреступления. Подробную инструкцию дал эксперт Максим Большаков
Все зафиксировать
«Когда речь идёт о кибермошенничестве, скорость реакции человека или компании имеет критическое значение. Важно зафиксировать все детали, которые могут быть полезны для правоохранительных органов или специалистов по кибербезопасности», — пояснил руководитель направления кибербезопасности «EdgeЦентр» RT.
Эксперт порекомендовал обратить внимание на электронные письма, сообщения в мессенджерах и веб-сайты.
«В теме письма может быть подсказка о характере атаки (например, „Уведомление о блокировке счёта“), а в теле — ссылки на фишинговые сайты или контактные данные преступников. Дата и время получения сообщений помогут установить последовательность событий», — объяснил специалист.
Необходимо сделать снимки экрана всей переписки, включая начало разговора и подозрительные запросы.
«Отдельно запишите имена пользователей, их номера телефонов или другие идентификаторы. Запишите точные URL-адреса сайтов, которые вызвали подозрения. Сделайте скриншоты с такими важными элементами, как форма ввода данных, предупреждения, кнопки и баннеры», — рассказал Максим Большаков.
Файлы и вложения не нужно удалять, важно передать их специалистам по кибербезопасности для анализа.
Обратиться в банк
«Если мошенники получили доступ к аккаунтам, есть вероятность доступа и к финансовым данным через привязанные к сайтам и платформам карты и счета», — отметил эксперт.
Преступники могут начать совершать переводы средств, оплачивать товары и услуги или снимать наличные.
«Поэтому важно при любом виде кибератаки блокировать счета, чтобы ограничить возможности аферистов, а также отключить автоплатежи и регулярные списания, хотя бы временно, пока ситуация не разрешится», — рассказал специалист.
Даже если часть денег уже была потрачена, быстрая реакция поможет защитить оставшиеся средства. Сотрудники банка, в свою очередь, смогут рекомендовать дальнейшие действия, включая смену паролей, обновление приложений или установку дополнительных мер защиты.
Сменить пароли
«Понятно, что смена паролей непосредственно в момент кибератаки может быть осложнена тем, что доступ к каким-то аккаунтам утерян. Но попытаться стоит», — считает аналитик.
Он посоветовал менять пароли каждые три-шесть месяцев, использовать сложные комбинации букв, цифр и символов, а также включать двухфакторную аутентификацию.
Обратиться в полицию
Это стоит сделать в любом случае, даже если мошенники не смогли опустошить ваши счета. Схема, детали могут помочь поймать аферистов и не допустить других преступлений.
Ранее эксперт назвал способы защитить смартфон от взлома и слежки. Также россиян предупредили об опасности в период распродаж и предостерегли от вакансий с легким заработком.
Фото: нейросеть