Нефть руководству нужна была срочно, а лучше - досрочно.
Нефть и газ, два мощнейших энергетических ресурса XX века, правят миром и в XXI веке. Вокруг них строится вся мировая политика и экономика, не говоря уже об экономике государств. Сама добыча сегодня, на первый взгляд, процесс рутинный. В том числе потому, что деньги, даже нефтегазовые, любят тишину. Цены на нефть — это очень тонко настроенный механизм. Нередко он дает сбой по необъяснимым причинам. Но именно мобилизация всех ресурсов и рекорды добычи века двадцатого обеспечили стабильность века двадцать первого.
Нефть = хлеб
В 1980-м на весь СССР прозвучал лозунг: «Даешь миллион тонн тюменской нефти в сутки и миллиард кубометров тюменского газа в сутки!» Добиться таких рекордных объемов в то время было на уровне фантастики. Но в Тюменской области в фантастику не верили — добычу давали реально. Освоение тюменского Севера постоянно шло под грифом «досрочно». На полгода, а то и на год раньше плановых показателей выполнялись работы по разведке и подготовке новых скважин, строительству трубопроводов, аэропортов, железных и автомобильных дорог и так далее. Для досрочного освоения подключались все силы. И в первую очередь — сила слова.
Борис Щербина, первый секретарь Тюменского обкома КПСС
«Один из руководителей нашей области Борис Щербина наставлял журналистов, особенно пишущих: «Каждый номер «Тюменской правды» должен пахнуть нефтью». Хотелось, чтобы гремела наша область, и они как руководители гремели, - рассказывает Александр Петрушин. - Так, Борис Евдокимович получил Золотую звезду Героя Соцтруда, был назначен министром, потом зампредом правительства».
Срочность, сверхсрочность и досрочность добычи диктует зависимость хлеба от нефти.
«Гонку легко объяснить. В стране в тот период был недостаток зерна. Мы же закупали зерно. С 1964 года оно закупалось в Канаде и других странах. Нужна была валюта. И чем больше, тем лучше», — объясняет Александр Петрушин.
Тем более, что модернизация сельского хозяйства — дело долгое. А вдруг неурожай? Этого вообще не угадаешь. В стране то глобальная засуха, то, наоборот, слишком дождливое и холодное лето. Поэтому в начале эпохи большой нефти председатель советского правительства Алексей Косыгин регулярно ставил задачу: «В стране снова напряженная ситуация с хлебом. Мне нужно три миллиона тонн нефти сверх плана».
В переводе на язык официальных интервью это звучало так.
Виктор Муравленко, начальник «Главтюменнефтегаза», 1972 г.
«Главное управление „Главтюменнефтегаза“ награждено орденом Ленина, и благодарные нефтяники в ответ на такую заботу партии и правительства решили до конца 1972 года добыть сверх плана два миллиона тонн нефти», — говорил Виктор Муравленко.
Не приказывали, а просили
Благодарные нефтяники — это прежде всего буровики. Начальник «Главтюменнефтегаза» Виктор Муравленко сам по образованию инженер по бурению нефтяных и газовых скважин. Прошел путь от моториста на нефтепромысле в Чечено-Ингушской республике до руководителя самого крупного в СССР управления по добыче — «Главтюменнефтегаза». Муравленко в мельчайших деталях знал, КАК достается нефть.
«Пока цифра не прозвучит из его уст, ничего нигде не публиковалось. Ни бурение, ничего», - свидетельствовала в 2012 году Галина Запорожец, референт В. И. Муравленко. Здесь и далее цитаты из интервью 2012 г.
В Западной Сибири добычу наращивали постоянно. В 1970-м за успехи, достигнутые трудящимися в освоении нефтяных и газовых месторождений, Тюменская область награждается орденом Ленина.
«Холодная война была. Этого никому не надо забывать. Поэтому нефти надо было много. Надо было что-то кушать. Вот и кушали, — рассказывает Галина Запорожец. — У меня есть стенограмма, где приехал сюда заместитель Косыгина Ефремов. Там все говорят, и в конце он о том, что надо дать больше. В виде просьбы. Муравленко не сказал „да“. Ему не приказывали, потому что понимали, что это невозможно. Сказал: „Хорошо, подумаем все вместе“. Никогда не давал обещаний сразу».
«Это тяжелая задача, но коллективы буровиков, нефтяников, строителей уже имеют определенный опыт и навыки организации работ по развитию нефтедобывающей промышленности в условиях высокой заболоченности, сурового климата, больших паводковых вод и других неприятностей, которые несет в себе Западная Сибирь для работающих здесь», — говорил Виктор Муравленко.
Трудная легкая нефть
«Главтюменнефтегаз» — мощнейший трест по организации добычи в Тюменской области. Он объединял всех, от научно-исследовательских институтов, разрабатывавших уникальное оборудование для добычи, до строителей, возводивших дома в новых городах. Но на доске почета «Главтюменнефтегаза» в первую очередь буровики.
«Это очень сложная работа, - говорит Виктор Горбачёв. - Скважину пробурить -это целая история. Каждую буровую бригаду обучали как пожарных или атомщиков: по тревоге за три минуты быть на своих местах. Потому что может идти бурение, вдруг взрыв, и вся эта система поднимается в воздух. Это по поводу опасности. Но и сама буровая работа - это целый комплекс очень сложных действий. А буровой мастер сразу не рождался. От его знаний, опыта и личных качеств, таких как хладнокровие, зависело, сколько будет пробуренных скважин и сколько нефти и газа удастся добыть».
«Несколько дней назад нашей бригадой был установлен новый всесоюзный рекорд по проходке буровых скважин, — отчитывался в 1974 году буровой мастер Геннадий Лёвин, Герой Социалистического Труда. — Мы пробурили 100 тысяч метров. Это впервые в стране и впервые в истории отечественного бурения, чтобы одна бригада смогла за год пробурить 100 тысяч метров».
Геннадий Лёвин уже в 23 года стал буровым мастером. В Тюменскую область приехал из Куйбышевской, ныне Самарской области. Его бригада одной из первых начала разрабатывать знаменитое Самотлорское месторождение, о котором буровики говорили: «Бог создал Землю, а дьявол — Самотлор».
Красивое озеро, под которым скрываются гигантские запасы нефти, оказалось очень коварным. Оно окружено непроходимыми болотами глубиной до 6 метров и оврагами. Самотлор — самое крупное озеро, а вокруг — еще более полутора тысяч мелких.
Геологам понадобилось больше года, чтобы только дотащить буровой станок до озера. Тракторы тонули в болотах даже в трескучие морозы, когда за минус 50, замерзает солярка и лопается металл.
А давление нефти на Самотлоре такое, что на буровых лопались трубы и нефтяной фонтан вырывался из-под земли со звериным ревом. При этом Самотлор, как и другие месторождения нефти и газа, нужно было не просто взять, а взять в рекордные сроки.
Бригада Геннадия Лёвина первой в Западной Сибири на Самотлоре пробурила 1 миллион метров скважин.
Выдохнул!
«Все хотели Тюмень снимать, потому что Тюмень тогда гудела на весь мир, — рассказывает Виктор Горбачёв. — Была у меня группа немецких журналистов. Журналист — кандидат наук, кинооператор — дай боже парнишка, да двоих они наняли здесь таскать камеры и другие вещи. Я с ними ездил на буровые. Помню, к Лёвину приехали. Что такое 100 тысяч метров? Это 45 пробуренных самотлорских скважин, дающих 6 млн тонн нефти в год. И немец потом мне говорит: „Виктор, вы, наверное, нас обманываете. Ну не может же буровым мастером быть вот этот!“ А я говорю: „У нас такие буровые мастера“. Что их смутило? Разговор, общение, уровень интеллигентности, что ли».
«И бедный кинооператор! — продолжает Виктор Горбачёв. — Там, конечно, первым делом рюмку, вторую. Все прикладывались, а оператор как скала. Ни грамма, ни рюмки, ничего! Оказывается, он был алкоголик. Знал, что если надерется где-нибудь, то они лишатся работы. Но когда вернулись в Тюмень, мы его на руках тащили и грузили в самолет. Выдохнул, все-таки. Ну вы представляете, каково ему было все это видеть? А угощали хорошо!»
Скважины потом сами ставили рекорды. Одна могла дать до ста тонн нефти в сутки. Это 36 с половиной миллионов тонн нефти в год. Бригада Геннадия Лёвина девять раз добивалась максимального в стране результата по годовой проходке.
«Как ваша молодежь относится к перестройке?»
Под буровиков «Главтюменнефтегаза» было заточено всё в нашей стране: металлурги, машиностроители, авиаторы, железнодорожники, энергетики, автомобилисты трудились на нефтянку.
«Все наряды главка шли с красной полосой. Выделяют фонды министерству — пишут „Миннефтепром“ и дальше отдельно „Главтюменнефтегаз“. То есть тюменской нефти давали все, чтобы она быстрее развивалась, — рассказывает Галина Запорожец. — Лес, пушнина, это да. Но нефть и газ — это была валюта. Поэтому давали всё и требовали тоже всё».
За валюту СССР покупал многое. Для любой страны импорт — это нормально. Например, у нас не растут бананы и кофе. Хлеб растет прекрасно, но для Дальнего Востока его дешевле купить в Америке, чем везти из родного Черноземья. Хотя в целом хлебом страну точно кормила тюменская нефть. После 1972 года, когда распечатали Самотлор, открыли много новых месторождений и началась эпоха большой Тюменской нефти, СССР завозил зерно и муку огромными партиями — до 40 миллионов тонн в год. На это уходило до 15% золотовалютных резервов. Страна импортировала и то, что нужно, чтобы добывать нефть.
«Это экономическое сотрудничество в виде приобретения западных технологий, оборудования, приезд и в Тюмень, и в северные регионы иностранных специалистов, которые работали в наших городах. В Сургут ехали французы, до сих пор помню, в Нижневартовск — японцы. Тогда стали применять новые способы добычи нефти, которые они привозили. Естественно, среди них были представители, которые сотрудничали со спецслужбами, добывали самую разную информацию, не только технологическую, но и социальную, о настроениях», — рассказывает Александр Петрушин.
Например, британцы интересовались: «Наша телекомпания БиБиСи приехала узнать, как ваша молодежь относится к перестройке. И о возможности делать совместные предприятия. Поэтому мы в Западной Сибири. Как первые впечатления? Холодно!»
Светлые ночи — для работы
«Скажите, что дает передвижка буровой ночью?» — спрашивает в 1979 году корреспондент Виктор Горбачёв.
И получает ответ: «Это дает ускорение проходки буровых бригад. Раньше у нас не практиковалась такая работа, и буровиков мы задерживали. А сейчас ночи у нас светлые — решили изменить подход».
Передвижное основание под буровую установку — уникальная инженерная разработка начальника «Главтюменнефтегаза» Виктора Ивановича Муравленко. Еще он придумал строить «ледовые дороги». Зимник регулярно покрывали отходами с лесозаготовок и проливали водой, чтобы создать толстую ледяную корку. Она не таяла до июня и позволяла летом проехать по болотам, чтобы доставить на буровые оборудование, топливо, продукты питания.
«Он по-особому относился к буровикам, знал поименно каждого, заботился о них, знал их нужды, помогал всячески, - рассказывал о Муравленко Сергей Великопольский. Здесь и далее цитаты из интервью 2012 г. - Первые буровики героями стали при Муравленко. Я не умаляю заслуг других начальников главка. Но он понимал, что буровики определяют главное направление в добыче нефти. От них многое зависит».
Продолжение следует.