Выставка работ художников андеграунда 1960-1980-х годов из собрания известного московского поэта Всеволода Некрасова открылась в Областном музее изобразительных искусств. То, что это событие не самостоятельно, а вплетается в ткань проходящей в эти дни в Тюмени международной научной конференции «Постмодернизм и судьбы художественной литературы на рубеже тысячелетий», ярко продемонстрировала «тусовка» интеллигенции, людей «творческого полета» и науки, в большом количестве собравшихся на выставке.
Хотя несомненно, что и сама по себе выставка андеграунда могла бы вызвать не меньший интерес. Экспозиция включает более 100 графических работ художников, чей путь начинался в эпоху «хрущевской оттепели» конца 1950-х — начала 60-х годов, таких, как Оскар Рабин и Евгений Кропивницкий, Эрик Булатов и Дмитрий Краснопевцев, Франциско Инфанте и Владимир Немухин, Олег Васильев и Лидия Мастеркова.
Их произведения относятся к периоду 1960-1980-х годов. Примечательно, что посетитель выставки не увидит ни одного фундаментального полотна. Здесь прежде всего — наброски, эскизы, быстрые рисунки, коллажи и даже схемы… Одни работы имеют дарственную надпись карандашом, другие — пометки «на полях». С работами тесно переплетаются стихи Всеволода Некрасова, такие же необычные, несоизмеримые с понятием «классическая поэзия».
Основные ценности андеграунда — подлинность, искренность, исповедальность. Восприятию работ с этой точки зрения способствуют и настоящие вещи в экспозиционном зале, составляющие интерьер того времени — стол, антикварные стулья, зеркало, шкаф — реальная обстановка, в которой рождалось искусство. Ощутить подобающую атмосферу на открытии помогали мелодии и томный голос солиста «Экс-крунинг Джаз».
И кажется, что художники, как это и полагается по канонам андеграунда (хотя само понятие «каноны» здесь вряд ли применимо) через время и пространство ведут какую-то игру, рассчитанную на посвященных. Только с современной позиции становится не совсем понятно: что же здесь такого крамольного, чтобы искусство стало нонконформистским, «подпольным»?
Андеграундное или, как больше нравится Всеволоду Некрасову, параллельное, альтернативное, неофициальное или просто «другое» искусство не «прогибалось» под советские стереотипы. Диссидентство было триединым: во-первых, по теме (например, «Паспорт» Оскара Рабина), во-вторых, по самой позиции и принятию художником риска, которому он подвергался. А в-третьих, глубинное диссидентство заключалось в борьбе с указаниями внутреннего редактора, по сути, с самим собой, со своим творчеством.
Сейчас, многие из художников, чьи работы могут увидеть тюменцы, приобрели большую популярность, их произведения хранятся в коллекциях и музеях других стран, но то, как мастера начинали — можно увидеть своими глазами. Выставка интересна еще и тем, что последний раз экспонировалась 10 лет назад, в 1992 году — в Литературном музее имени