Dipol FM | 105,6 fm

Драмтеатр завершает сезон спектаклем «Ветер в тополях»

Три ветерана Первой мировой войны живут в загородном пансионе для престарелых и всеми силами пытаются продлить остроту ощущений жизни.

Весь сезон 2015−2016 Тюменский драматический театр играл спектакли про молодость. Так уж у него с недавних пор повелось: выбирать сквозную тему для всех новых постановок, не ограничивая режиссеров, а, напротив, подстегивая их стремление находить новые варианты прочтения известных пьес.

Вот и режиссер Александр Баргман, завершающий сезон «Молодость» своей постановкой «Ветер в тополях» (по пьесе французского драматурга Жеральда Сиблейраса) подтверждает: слово «молодость» можно трактовать по-разному, вертеть его, крутить и обыгрывать. Главное, чтобы это было сделано хорошо — искренне и грамотно.

Над спектаклем, премьера которого состоялась 10, 11 и 12 июня, трудилась уже известная публике постановочная команда. Помимо режиссера Баргмана, художник-постановщик Анвар Гумаров, балетмейстер Николай Реутов, художник по свету Денис Солнцев — все из Санкт-Петербурга. Благодаря им же в нашем театре в разное время появились спектакли «Мольер», «Три товарища», «Бог резни», «Карнавальная ночь» и «Крейцерова соната». А на сцене — трое ведущих артистов театра: Сергей Осинцев, Сергей Скобелев и Александр Тихонов.

Вероятно, доверие и к режиссеру, и к постановочной команде, и к артистам велико: все три премьерных дня, несмотря на лето, отпуска и дачи, большой зал театра полон.

Побег на троих

«Ветер в тополях» в театрах играли много, плодотворно и по всему свету. Это такая бульварная пьеса, однако, отлично показывающая, что отделить смешное от грустного в жизни порой бывает невозможно. Вот и неясно, чего в пьесе больше: одинокой старости или юмора. Хотя надо ли взвешивать…

Три ветерана Первой мировой войны живут в загородном пансионе для престарелых и всеми силами пытаются продлить остроту ощущений жизни. Их бесконечно жаль: одинокие и искалеченные войной, они уже много лет обитают в этом казенном доме. Каждый новый день похож на предыдущий. Они совершают один и тот же круг: поели, пришли на террасу, поговорили, разошлись. Однако старики не унывают, а постоянно придумывают себе развлечения. То нужно поздравление на день рождения товарищу по пансиону написать, то на похороны сходить, то придумать, как нового жильца устранить. Причем ко всем событиям ветераны относятся с одинаковым энтузиазмом.

Есть у них и особенная цель, они планируют побег на холм, на вершине которого ветер качает тополя. Эти величественные деревья герои видят каждый день со своей террасы. Только ветер к ним не доходит, в пансионе всегда тишь и благодать. А там, на холме, есть жизнь, есть свобода, которую эти три старика еще хотят ощутить. В финале зритель может только догадываться, дошли ли ветераны до своей цели, но почему-то почти никто не сомневается, что их смекалка, оптимизм и дружба им обязательно помогут.

Еще на стадии репетиций было понятно, что рождается спектакль мастодонтов. Неспешный, со смелыми длинными паузами, во время которых актеры не боятся потерять внимание публики. Атмосферный благодаря плавному входу в эпоху — вот для чего были нужны старые пластинки и кадры из черно-белых французских фильмов. Очень просторный: на сцене минимум декораций и всего три человека. Естественный, потому что актеры в своих ролях органичны как рыба в воде и получают явное удовольствие.
Даже бесконечные поправки, которые вносит в процессе репетиций режиссер, необходимость играть одни и те же мизансцены множество раз не перечеркивают этого удовольствия и естественности. Сергей Скобелев свободен в своей роли эпилептика Фернана, у Александра Тихонова получился весьма хмурый и взъерошенный, но не лишенный очарования шизофреник Гюстав. У Сергея Осинцева в руках воображаемая солирующая скрипка: его Рене воспринимается как главный персонаж.

Война как «густое обстоятельство»

Режиссер Александр Баргман назвал свой спектакль «героической» комедией с одним затишьем. Герои — в кавычках. Но если говорить откровенно, то в героизме своих персонажей режиссер не сомневается.

— Как спектакль про стариков, а ведь он именно о них, сочетается с концепцией сезона, который носит название «Молодость»?

— Старики — это всегда дети. Наивность, открытость миру, включаемость в игры, полеты фантазии — все это важно для нашего спектакля. Это если уж говорить о привязке к концепции. Все эти замечательные люди, придуманные драматургом Жеральдом Сиблейрасом, ветераны Первой мировой войны, живущие в доме для ветеранов, они сохранили в себе обостренные чувства и желание жить. Физический возраст ничего не значит. Для меня это внутренне молодые люди. Они не постарели, не превратились в рухлядь, не зачеркнули себя.

— О чем, по-вашему, эта пьеса?

— Это всегда самый сложный вопрос, так как всякая хорошая пьеса — она о многом. Вот и здесь для меня много тем, но одна из самых важных… Это посвящение людям другого поколения, прошедшим через войну, через тяготы мирной жизни. Тем людям, которые, несмотря на приближение конца, находят возможность, способность сохранять вкус жизни. Пьют эту жизнь до дна. Их перемалывают депрессия, ранения, потери, выброшенность на обочину жизни. То, что видит зритель — это история, которая длится около двух недель, когда героям, трем старикам, пришлось очень непросто. Тем не менее они спасли друг друга своей дружбой и стали жить дальше — радостно и терпеливо, невзирая на то, что жизнь противоречит и сопротивляется этому.

— Редкое человеческое качество…

— Редкое, и тем оно ценнее. Мне важен этот свет, созидательное начало, потому что всегда есть шанс качнуться в другую сторону — уныния, тоски, самозачеркивания. Герои же этой пьесы — люди, которые после Первой мировой превратились в страшное потерянное поколение, могли, как многие другие, им подобные, потерять смысл жизни, уйти из нее, спиться. А эти три старика уцелели и продолжили свой полет.

— Вам близка тема войны, или она в данном случае — подходящий антураж, чтобы показать интересных вам людей?

— Я не первый раз обращаюсь к теме войны и послевоенной жизни, опасности — не выжить, невозможности жить, борьбе за необходимость жизни. Война — это бездна, которая, к сожалению, существует всегда, всю историю человечества. Человек никогда не жил вне войны, это адская составляющая жизни, страшная беда. Так что для меня это, как для человека, занимающегося театром, очень «густое обстоятельство». Для меня, для артистов и вообще для художественного высказывания. Мы ставим вопросы: как жить с войной, как с ней бороться? Как изживать в себе боль от нее.
А сама пьеса «Ветер в тополях» прекрасна еще и тем, что в ней масса юмора, и в этом чудо этой пьесы. Несмотря на тематику, это комедия, хотя для меня скорее трагикомедия. Трагикомическая сказка — нежная, красивая, поэтическая.

— То есть на самом деле так не бывает?

— Бывает. Это сказка, потому что в ней есть каменная статуя собаки, которая, возможно, живая. Сказка, в которую стоит верить. Иначе зачем заниматься творчеством?

— Да и жить вообще.

— Да и жить.

— Расскажите об актерском составе.

— С удовольствием. В спектакле заняты Сергей Осинцев, Сергей Скобелев и Александр Тихонов — замечательные люди, прежде всего. И замечательные артисты, с которыми я давно дружу и делаю не первый спектакль. Это три совершенно разные индивидуальности, три очень красивые краски. Я не говорю сейчас о результате — получится спектакль или нет — но сам процесс нам доставляет радость.

— Когда понимаете: получилось или нет?

— Бывает, что никогда. Бывает, что очень поздно. Бывает так, что-то, что видит зритель — это очень далеко от того, что изначально зрело у меня в голове. Всегда существует зазор между тем, что на берегу и тем, что плывет в море.

— Разочаровывает, когда зрители прочитывают вашу работу не так, как вы задумывали?

— Конечно. Я бы хотел, чтобы спектакли были очень осознанными, чтобы посыл, так называемый месседж, был явным.

В завершающемся театральном сезоне «Ветер в тополях» играют четыре раза. Последний — 28 июня.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Ударил по голове и выхватил телефон: тюменца подозревают в грабеже
Ударил по голове и выхватил телефон: тюменца подозревают в грабеже
Молодой безработный напал на женщину на улице Парфенова, ему грозит до семи лет тюрьмы.
#МВД
#уголовное дело
#грабеж
#Тюмень
#новости Тюмени
В Тюмени маршрутка №57д будет останавливаться на улице Плодовой: схема
В Тюмени маршрутка №57д будет останавливаться на улице Плодовой: схема
Изменения появятся с 20 апреля.
#маршрутка
#схема
#тюменьгортранс
#Тюмень
#новости Тюмени
Тюменцы могут помочь ветеранам в преддверии Дня Победы
Тюменцы могут помочь ветеранам в преддверии Дня Победы
Есть несколько вариантов участия в акции.
#благотворительность
#акция
#старшее поколение
#ветераны
#День Победы
#помощь
#поддержка
#Тюмень
#новости Тюмени
В Тюмени оштрафовали водителя иномарки, который на красный свет промчал по встречной полосе
В Тюмени оштрафовали водителя иномарки, который на красный свет промчал по встречной полосе
Мужчина пояснил, что торопился к ребенку.
#ГИБДД
#штраф
#нарушение
#ПДД
#Тюмень
#новости Тюмени
Во время эвакуации из-за паводка в Ишиме появились мошенники
Во время эвакуации из-за паводка в Ишиме появились мошенники
Комментарий городской администрации.
#паводок
#мошенники
#мошенничество
#Ишим
#Тюменская область