Без дошкольной ступени успешная реализация программ школьного образования невозможна.
О стратегических направлениях развития дошкольного образования в современных условиях региона рассказала заведующая сектором дошкольного образования областного департамента образования и науки Наталья Гребенкина. Ее доклад звучал на сегодняшней конференции, посвященной Дню воспитателя. «Независимо от того, что ни в национальном проекте „Образование“, ни в инициативе „Наша новая школа“ отдельного направления, посвященного дошкольному образованию, нет, тем не менее, существует понимание того, что без дошкольной ступени успешная реализация программ школьного образования невозможна. Мы живем в условиях внедрения стандартов второго поколения. В 2011 году они начнут активно осуществляться в начальной школе. В связи с этим очень важно понимать те концептуальные подходы, которые лежат в их основе, чтобы на практике обеспечивать преемственность дошкольной ступени образования и начальной школы», — говорит Наталья Валентиновна. Сегодня в Тюменской области реализуется комплекс мероприятий, направленных на развитие дошкольного образования, на поддержку лучших педагогов и коллективов. Особенно активно развивается конкурсное движение. В рамках Года учителя были проведены конкурсы «Воспитатель года-2010», «Лидер в образовании», «Детские сады — детям». Последний конкурс позволил оказать поддержку семи лучшим садам нашего региона. Начиная с 2008 года, все дошкольные учреждения имеют возможность принимать участие в инновационной и экспериментальной деятельности. В областном департаменте образования и науки создан экспертный совет, который рассматривает образовательные проекты, определяет наиболее перспективные и интересные, отмечает их и, таким образом, оказывается грантовая поддержка. В нашем регионе проживают более 100 тыс. детей дошкольного возраста. Из них почти 65 тыс. включены в системное дошкольное образование. Сегодня обеспечение детей местами в садах — одно из основных направлений в области государственной политики дошкольного образования. Делается это как за счет расширения сети образовательных учреждений, увеличения количества групп, так и за счет увеличения вариативности услуг дошкольного образования. Если раньше существовал только традиционный детский сад, сейчас есть и муниципальные автономные учреждения, и комплексные - начальная школа плюс детский сад, и структурные отделения школ, и дошкольные группы в школах и другие виды. Появились частные детские сады. Если говорить о дополнительных образовательных услуги в садах, то они, по словам Натальи Гребенкиной, достаточно разнообразны. «Есть учреждения, предоставляющие 27 услуг, и они пользуются спросом. Однако различные направления сферы дополнительных услуг представлены неравномерно: в большей степени - интеллектуально-развивающего характера, на втором месте — художественно-эстетической направленности и лишь на третьем — физкультурно-оздоровительного характера. На это стоит обратить внимание и понять, что здоровье ребенка должно стоять во главе угла», — считает Наталья Валентиновна. Результативность образовательного процесса зависит от воспитателя. Сегодня в системе дошкольного образования трудятся почти пять тысяч педагогов, из них три с половиной тысячи (69,8%) - это воспитатели. 30% воспитателей имеют высшее профессиональное образование, большая часть — 62% - среднее специальное образование. Есть и те, кто не имеет образования. «И это вызывает тревогу и определяет вектор наших дальнейших действий. Необходимо стремиться, чтобы все педагоги профессионально совершенствовались и имели категорию», — отмечает Наталья Гребенкина. Среди качеств, которыми должен обладать воспитатель, она отметила такие: «И руководитель, и педагог должны уметь действовать в быстро меняющихся ситуациях; понимать, что все дети самобытны, они все разные, у каждого свой темп развития; необходимо уметь построить диалог с семьей, сделав ее доброжелательным партнером. Все эти компетенции очень важны и нужны в работе с детьми».