Корреспондент «Вслух.ру» побывал в тюменском «Доме малютки» и рассказал о том, что увидел.
В Тюменском специализированном доме ребенка сейчас живут и учатся бытовым премудростям 108 малышей. Все они остались без родителей. От кого-то отказались еще в роддоме, других сюда привезли, спасая от запойных отцов и матерей. Специализированный он потому, что здесь живут и дети с патологиями центральной нервной системы и нарушениями психики. Корреспондент «Вслух.ру» побывал в тюменском «Доме малютки» и рассказал о том, что увидел.
_Имена детей в материале изменены._
Почти как в садике
Обычно день в доме ребенка начинается рано. В 8 часов утра нас встречает старший воспитатель Валентина Чередова. Дети в группе «Солнышко» в это время уже проснулись и готовились к завтраку. Тут живут дети в возрасте 2-4 лет. Сейчас самому старшему из них, Артему, уже три года.
Завтрак у ребят простой — каша, хлеб с маслом, какао. Каждый их шаг контролируют взрослые: двое воспитателей и няня. В «Солнышке» в тот день был, так сказать, «некомплект». Няня заболела, поэтому Ольга Александровна и Татьяна Анатольевна работали за троих. Но справлялись.
Дом ребенка состоит из двух корпусов. В том, куда привели нас, живут дети от года до четырех. Во второе здание нас не пустили. В нем — грудные младенцы, в том числе и больные ВИЧ. Вообще, в учреждении все достаточно строго в плане посещений. Что правильно.
Внешне дом ребенка мало отличается от обычного детского сада. Те же группы, аквариум с рыбками в коридоре, каша на завтрак. Оборудовано в нем все прекрасно, на этом государство не экономит.
Помогают детям и многочисленные спонсоры. С помощью меценатской поддержки в доме ребенка появился, например, сенсорный кабинет, где дети занимаются с педагогом-психологом. Фонарики, диско-шар, плавно переливающиеся разными цветами лампы и бурлящие аквариумы с искусственными рыбками — все это помогает детям познавать окружающий их мир и раскрепощаться.
Еще есть лекотека (собрание различных игрушек). Обычно в ней занимаются с детьми индивидуально. Правда, сейчас она временно занята спонсорскими подарками, очень уж их много. Приносят все — от книг до ковров. Но, как говорит главврач Елена Полякова, всегда найдется и то, с чем можно помочь, если очень хочется.
Здесь не тяжело
После завтрака детей усаживают за развивающие игры. Кто-то собирает пазлы, кто-то играет с конструктором. Артем с переменным успехом завязывает шнурки на пластмассовом ботинке.
Воспитатели работают с детьми уже десятки лет. О профессии они говорят одинаково: здесь не тяжело, а приятно. Работают они сутки через двое, либо через трое. К такому режиму уже привыкли. Зарплата, правда, скромная, хоть сейчас и повышают. Татьяна Анатольевна говорит: «Работе надо отдаваться полностью, иначе тут нельзя».
Украшения на стенах, многие рисунки воспитатели делают сами. Их личной жизни такая работа мешает мало: у одной из них дети уже давным-давно выросли, а у другой — пока своих не было.
После занятий дети могут заняться чем угодно. Благо, игрушек хватает каждому. Поначалу стеснявшиеся дети начинают испытывать большой и неподдельный интерес к гостям. Ольга Александровна объясняет: «Просто дядьки у нас — редкие гости».
Один из самых общительных — Артем. Спрашиваю у него о любимых мультиках, игрушках. Игнорирует. Затем начинает разговор сам: «У меня папа стенку на кухне чинил-чинил, чинил-чинил. И дочинил. А мама на коньках катается. И я с ней тоже».
Спрашиваю у воспитателей о его судьбе. Оказалось, Артем живет в доме ребенка почти с рождения. Ольга Александровна рассказывает, что мальчишка очень любит петь и читать стихи. Свое любимое стихотворение он с удовольствием декламирует:
_Дует, дует ветер._
_Дует-задувает._
_Желтые листочки_
_С дерева срывает!_
Родителям дают шанс исправиться
Главный врач Елена Полякова говорит, что в «Дом малютки» попадают дети, от которых отказались в роддоме по разным причинам. Сюда же служба экстренного реагирования привозит детей из социально неблагополучных семей.
«Бывает, что семья запойная, мама с папой скандалят. Тогда соседи звонят в полицию, и детей забирают. Пока они находятся у нас, родителям дают возможность исправиться», — рассказывает Полякова.
Есть и дети, которых водят сюда, как в детский сад, потому что у родителей нет возможности постоянно быть с ребенком из-за финансовых проблем или тяжелой болезни. Учреждение бесплатное, но, чтобы сюда попасть нужна веская причина.
Иногда малыши называют воспитателей мамами. «Объясняем, что мам не может быть много. Мама всегда одна. Но если уж называют, откликаемся. Куда деваться?» — говорит воспитатель Татьяна Анатольевна, улыбаясь.
На индивидуальном занятии с маленьким Богданом педагог учит его рисовать дождь и тучки. Сначала пальцем на крупе, чтобы ребенок чувствовал, что рисует, потом и на бумаге карандашами. Интересно наблюдать, как ребенок, немного смущенный присутствием посторонних, по ходу занятия раскрывается. Рисунок подписывают и показывают всем остальным воспитанникам в группе.
Выйти из дома
Мир за границей дома ребенка известен ребятам по походам в Тюменский цирк, молодежный театр и массовым городским праздникам. Из внешнего мира к ним приходят волонтеры. Много волонтеров.
По словам главврача Елены Поляковой, волонтеры сами просятся к детям. Они общаются с ними и гуляют, приносят различные нужные вещи. Работники к ним относятся по-разному. Одни считают, что для детей это большой стресс: они моментально привязываются к пришедшим и потом плачут, когда волонтеры уходят. Другие видят в этом пользу.
«Я к волонтерам положительно отношусь. Только вот не нравится, что у них слишком индивидуальное общение получается, — признается главврач. — Потому что они пришли и в следующий раз может больше и не появятся, а дети ждут, скучают. И еще вот, когда говорю с волонтерами, всегда советую, мол, подготовьте какую-нибудь игру, выучите с ними стихотворение или песню, а не просто так приходите. Так пользы будет больше».
Настоящий педагог дома ребенка — это чуткий, внимательный и добрый человек, так говорят Ольга Александровна и Татьяна Анатольевна. Случайно попавшие сюда молодые работники долго не задерживаются. Приходят, как бы это пафосно ни звучало, по зову сердца.
О песенке про Женечку
Отправляемся на музыкальное занятие. Дети хором поют о тяжелой доле маленькой курочки, которую угораздило приболеть. Теперь ей приходится пить «порошки, таблетки и мятные конфетки». После лирической части начинаются танцы. Действительно зажигательные, полные детского задора. Причем, со стороны как детей, так и взрослых.
В завершение творческой встречи Артем с подругой исполнили песню о девочке Женечке, очень уж им нравится петь. Музыкальный руководитель Любовь Лаврушенко рассказывает: «Недавно приезжали в наш дом ребенка англичане, которое стали родителями для двоих деток лет 10 назад. Так как у них скрывать усыновление не принято, здесь частенько бывают иностранцы, показывают, где корни их детей. Сразу спрашивают, где учитель музыки. Я прибегаю, значит, а они меня благодарят так, говорят, что у них в доме мой портрет висит. Очень любили их дети вот эту песню про девочку Женечку. Пошли в музыкальный зал, спели ее вместе. И ведь надо же, помнят».
Говорит эта пожилая женщина с гордостью, хоть и смеясь. Любовь Анатольевна работает в Тюменском доме ребенка всю жизнь. Так же, как работала когда-то и ее мама.
Раньше иностранцы чаще усыновляли российских детей. Ситуация изменилась после «закона Димы Яковлева». «Одно дело, когда ребенка усыновляют в России — за этим процессом тщательно следят. За границей мы не имеем никакого контроля за русскими ребятами. Поэтому считаю, что правильные моменты в законе есть», — убеждена Елена Юрьевна.
По статистике, 70% процентов воспитанников Тюменского дома ребенка находят новую семью. В 2016 году усыновили 85 детей. Каждый, кто захочет стать приемным родителем, проходит школу психолога, учится работать с детьми, решать конфликты. В дом ребенка приходят уже подготовленные к этому ответственному шагу люди. Сначала играют с детьми, присматриваются и общаются в группе. После усыновления органы опеки все равно следят за судьбами малышей.
Если вы хотите помочь дому ребенка, стать волонтером или спонсором, вы можете позвонить по этим номерам:
— 22-78-00 — Елена Юрьевна Полякова, главный врач
— 22-81-29 — Валентина Васильевна Чередова, старший воспитатель