После Рождества Христова, с 7 января, в Православной Церкви наступают Святые дни, то есть святки. Они длятся почти две недели — до следующего праздника — Крещения Господня, Богоявления, 19 января, святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь начала с древних времен.
В эти дни, в связи с общей радостью о родившемся Спасителе нашем, богослужения особенно праздничны, нет традиционного для Православной Церкви поста в среду и пятницу. По древнему обычаю православные христиане прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время. До 19 января христианам запрещено вступать в брак.
В Святые дни принято посещать родственников и друзей с радостной вестью и подарками. Но в особенности надо не забывать тех, кто больше других испытывает недостаток внимания, — больных, обездоленных, нуждающихся, пребывающих в тюрьмах. К сожалению, в наше время таких людей более чем достаточно: легко найти обширное поприще для посильной благотворительности.
По неведению святость этих дней и вечеров часто нарушается: согласно языческим обычаям, на Руси в дни святок были приняты гадания, игрища с переодеванием, народные гуляния. Церковь, заботясь о нашей чистоте, всегда запрещала эти суеверия. Православное правительство Российской империи в своих законах запрещало «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».
Следует помнить, что святки — значит святость. Святочными вечерами принято читать всей семьей божественное: о земной жизни и служении Иисуса Христа, жития святых, духовную литературу. Специально к Святкам с детьми разучивают духовные стихи, песнопения, рождественские сценки. Повсеместно устраивают рождественские утренники и детские праздники.
Интересен тот факт, что в дореволюционные времена рождественские школьные каникулы проводились как раз во время святок, то есть от Рождества до Крещения. Ныне они начинаются с 1 января, с Нового Года, но совершенно без какой-либо житейской светской логики длятся те же двенадцать дней.
Наступившие Святые дни для всех нас — по примеру предков — должны быть особыми не в каком-то обрядовом или внешнем смысле. Они призваны стать днями усилия в том, что для православного человека является содержанием всей его жизни. Атмосфера в вашем доме должна наполниться миром, любовью, взаимопониманием и здоровьем. Потому давайте проведем нынешние Святки с радостью о родившемся Спасителе нашем, в добрых делах и в помощи ближним.