На третий день гости "Золотого конька" увидели внеконкурсный спектакль тюменского театра драмы "Собачье сердце".
На третий день гости «Золотого конька» увидели внеконкурсный спектакль тюменского театра драмы «Собачье сердце» в постановке московского режиссера Александра Горбаня. Спектакль показан вне конкурса, поскольку хозяева фестиваля решили неэтичным претендовать на свои же призы. Однако члены жюри спектакль видели и даже успели сказать пару слов о нем. В частности, Евгения Розанова отозвалась о постановки почти возмущенно сказав, что здесь режиссер абсолютно никакого творческого поиска не совершает, а просто «зарабатывает себе дивиденды», складывая спектакль из стащенных во множестве мест, абсолютно не новых приемах. Ирина Мягкова призвала коллег не обсуждать спектакль, объяснив, что он не просто вне конкурса, им как бы «затыкали дыры» в программе. Но есть подозрение, что выставили именно его неспроста, все же интересуясь реакцией экспертов, считая «Собачье сердце» достойным встречи с театроведами. Судя по всему, со времен горбаневского «Revozor`а», выставленного на конкурс Четвертого «Золотого конька» мало что изменилось. Помнится тогда жюри тоже было в шоке, особенно от того, как единодушно-восторженно зал принимает спектакль. Спектакль новосибирского молодежного театра «Глобус» «Наивно. Sупер» показывали на пятый день фестиваля. «Глобус» собрал супераншлаг — то ли благодаря бестселлеру Эрленда Лу, то ли потому, что многие публика помнит его по сильным спектаклям в других фестивалях. На этот раз планка резко упала и судить об этом можно было уже по тексту, взятому за основу спектакля. Роман Эрленда Лу нагоняет тоску набором наивных до тошноты, банальных рассуждений. Это не хорошая литература, да и не литература вообще — ни язык, ни содержание текстов Лу не несут в себе ничего нового, творческого. Это поделка, рассчитанная на телемолодежь, которая не успела подержать в руках настоящих книг, но уже способна купить разрекламированный «продукт, превратив его в «бестселлер».Но если очень захотеть, можно прочесть Эрлена Лу за 3 часа, лежа на удобном диване, сидя в саду, на пляже, в поезде, попивая чай с шоколадкой, отвлекаясь на рассматривание пейзажа и проверку электронной почты. Спектакль на то же время приковывает к креслу (в случае переполненного фестивального зала — к жесткой ступеньке театрального амфитеатра), не давая шанса уйти, отвлечься, перевести дух. При этом режиссер Алексей Крикливый ничего не добавляет к тексту. Актеры читают его вслух, но их чтение кажется невыразительным и глупым, в том смысле, что не открывает в тексте ничего нового, не нажимает потайных кнопок, способных оживить его, сделать более близким и понятным. Молодые симпатичные актеры либо безвкусно тараторят текст, как исполнитель роли старшего брата, либо отыгрывают его на шаблонах, порой обращаются к такой нехитрой пантомиме. Самый живой момент — история с пятилетним мальчиком Бёрре, в исполнении долговязого юноши с глухим хриплым голосом. Но этот микросюжет сделан на одном, достаточно простом приеме. Отлично выглядел бы в виде номера на студенческом капустнике. Театральный критик Александр Соколянский отметил на одном из обсуждений, что сегодня клиповое мышление уступает место репризному. Новый образец для всеобщего подражания — «Камеди клаб».Да, это смешно, зал бурно реагирует, но актерам незачем вживаться в характер, понимать его, достаточно найти одну смешную гримасу, один точный жест. Драматургу уже не надо выписывать диалог, достаточно наградить каждого героя пространным монологом, полным шуток, прибауток, точно подслушанных словечек. От зрителя такая вещь тоже не требует никакого труда — сиди и балдей. Неплохо бы раздать поп-корн. Правда, если кино не нравится, зал покинуть психологически проще — нет опасности обидеть актеров.