"В России утерян ценностный посох", - подводит итог мрачной картины Даниил Борисович.
Одним из самых интригующих вопросов всемирной истории долгое время считался вопрос о том, почему одни государства процветают, а другие остаются экономически неразвитыми? Дело не в природных ресурсах. Американский социолог Харрисон доказал, что ответ надо искать в культуре, во влиянии культурных различий и ценностей на экономику и, как следствие, на благоденствие наций. «Культура имеет значение» — так звучит главная тема многолетних исследований этого профессора.
Вот и тюменскому экспертному сообществу предложили поразмышлять на аналогичную тему: почему модернизация зависит от культуры? Казалось бы, для большинства собравшихся на третье мероприятие цикла «Губернаторские чтения», что прошли 19 апреля в областной научной библиотеке, ответ очевиден: потому что ценности способствуют прогрессу человечества, в том числе модернизации. Но нынешний лектор — Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино», член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ и Совета по культуре и искусству при президенте РФ — решил доказать эту аксиому на конкретных примерах.
Одну из проблем на пути к модернизации социолог культуры Даниил Дондурей видит в том, что из сферы производства и трансляции смыслов (в основном, это телевидение) и из сферы общественной рефлексии в целом выведены такие темы, как ценности, убеждения, представление о должном и другие понятия культуры. Поэтому тема «Губернаторских чтений» в Тюмени его приятно удивила.
В сфере культуры (в широком понимании: экономическая, социальная, производственная, технологическая, культура образования), по его мнению, сегодня одновременно протекают по крайней мере три кризиса: идеологический, связанный с отсутствием моделей будущего, идеала; моральный и психологический, характеризующийся психологическим нездоровьем современного общества.
Недавние социологические исследования показали, что 57% населения нашей страны во время экономического кризиса 2008 года «жаждали государственного контроля над ценами, не понимая последствий такого хода» и не вспоминая уроки недалекого прошлого. Более того, 69% граждан негативно относятся к частному бизнесу, а 82% хотели бы национализации крупного бизнеса. Это при том, что, по оценке социологов, 65−70% российской экономики находится в частных руках. Для социолога такие показатели кажутся невозможными: «Не может население страны через 20 лет после реформ ненавидеть ту систему, которая является конституционной!»
Такая же каша в политических взглядах: 60% российского общества приверженцы социализма, от 48 до 50% населения считают историческую роль Сталина положительной…
Другой показатель: до 70% граждан нашей страны считают устройство своей жизни, действующие нормы и порядки несправедливыми. Среди них, кстати, немало и таких, кто «пересаживаясь с дешевого Opel на BMW, тоже считает свою жизнь тяжелой: их мотивационная картина находится в невероятном психологическом противоречии по отношении к тому, что является основой устройства. Отсюда и искажение во всех остальных представлениях».
При анализе морального кризиса Даниил Дондурей привел такие социологические данные. В современном российском обществе — высокая терпимость к насилию: «люди не замечают насилия вокруг себя, они притерпелись к этому». Показательный пример: по федеральному каналу показывают интервью с насильником, маньяком, сидящим за решеткой, но институты гражданского общества, представители религиозных конфессий в суд на эту передачу не подают, канал, как случилось бы в цивилизованной стране, не разорился, напротив, повысил свой рейтинг. Другой канал, ДТВ, фактически обучает людей низости: показывая, как супруги с помощью заказных лиц следят друг за другом, пытаясь уличить в измене или иных пороках. «Это разъедает человеческие связи, семейные узы», — уверен Даниил Борисович.
Еще один показатель-термометр — чувство доверия, что по сути является тестом на соответствие ожиданиям: 77% россиян не доверяют другим людям и 59% не доверяют никому, кроме собственной семьи. Но без доверия, замечает Даниил Борисович, системы развиваться не могут. Если добавить к этому «коктейлю» чувство несправедливости, картина становится еще более печальной.
Можно ли говорить об успехах в модернизации, если 60% молодых людей от 18 до 35 лет убеждены, что благополучие их жизни не зависит от них, от их усилий, знаний, таланта, способностей
Психологический кризис страны Даниил Дондурей характеризует такими социологическими данными: рост психических заболеваний, самоубийств (Россия по их числу занимает второе место в мире, число самоубийц превысило число погибших на дорогах — 33 тыс. против 30), растет и число суицидов среди подростков (в России число молодых, что сами лишают себя жизни, в три раза больше, чем в среднем по Европе). Причину такого положения дел Дондурей видит в том, что «молодые люди не имеют романтических моделей, не имеют своих героев». Один из рецептов борьбы с этим злом — переход от военного патриотизма к мирному.
Не менее серьезные терзания и у людей старшего возраста: исследования американцев показали, что одной из причин высокой смертности российских мужчин старше 55 лет является потеря интереса к жизни, потеря жизненного драйва.
Моральное нездоровье нации имеет и другие признаки: 2,5 млн наркоманов, 370 тыс. детей-сирот, причем многие — при живы родителях
Особенное беспокойство у социологов вызывает такой показатель, как терпимость и толерантность в обществе: большинство россиян готовы терпеть рядом с собой хронических наркоманов, алкоголиков и др. асоциальных личностей, только не граждан иной этнической и религиозной принадлежности.
Словом, подводит итог мрачной картины Даниил Борисович, «в России утерян ценностный посох».
Качественная диагностика диктует и способы лечения. Поэтому в числе первоочередных мер, считает Дондурей, необходимо сформировать модели будущего страны и концепцию развитой личности (сегодня в сознание россиян проникают герои многочисленных телесериалов, большинство из которых, по наблюдению исследователя, связаны с криминальным миром, связаны с девиантным поведением).
Ведь в культуре главный — человек. «Человек, когда о нем заходит речь, не воспринимается у нас… как живое существо! В научном и властном восприятии он — покупатель, избиратель, получатель пенсий, кредитов, стипендий, объект опеки, потребитель. Но не Демиург со своей всегда уникальной мотивационной сферой — с собственными планами, надеждами, страхами, с чувством веры или недоверия, жаждой активности или, наоборот, анемичностью», — говорит Даниил Дондурей.
«Чудовищная картина», — не раз после лекции пришлось услышать Даниилу Дондурею, а также вопрос о том, стоит ли в такой системе ценностей затевать модернизацию? Но нарисована она была как раз для того, чтобы понять, что наши главные проблемы связаны именно с культурой. Поэтому, чтобы повысить уровень экономического и социального развития, гражданам страны предстоит «взять культурный барьер», как выражается Евгений Ясин, научный руководитель Государственного университета — Высшая школа экономики, где впервые в России прошел симпозиум, посвященный влиянию культуры на экономическое развитие.